ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИКУМА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ЧЕРЕЗ ИЗУЧЕНИЕ АУТЕНТИЧНОГО ПЕСЕННОГО МАТЕРИАЛА

Раздел: Профессиональное образование в РФ и за рубежом

Журнал: Профессиональное образование и технологическое обучение в РФ и за рубежом

27 декабря 2016 г.

Авторы: Кучуркина Евгения Валерьевна , Никонова Екатерина Петровна , Воробьева Виктория Сергеевна

УДК 378

Е. В. Кучуркина, Е. П. Никонова, В. С. Воробьева

E. V. Kuchurkina, E. P. Nikonova, V. S. Vorobiyova

ГПОУ КузТСиД им. Волкова В. А., Новокузнецк, Россия.

Volkov V. A. Kuznetsk College of service and design, Novokuznetsk, Russia.

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИКУМА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ЧЕРЕЗ ИЗУЧЕНИЕ АУТЕНТИЧНОГО ПЕСЕННОГО МАТЕРИАЛА

AUTHENTIC SONGS AS MEANS OF DEVELOPMENT OF SOCIOCULTURAL COMPETENCE OF COLLEGE STUDENTS AT ENGLISH LESSONS

Аннотация. В статье раскрываются аспекты использования аутентичного песенного материала с целью формирования социокультурной компетенции обучающихся.

Annotation. In the article author describes aspects of use of authentic songs as means of students development of sociocultural competence.

Ключевые слова: социокультурная среда, социализация личности, аутентичный песенный материал, социокультурная компетенция.

Keywords: sociocultural environment, person socialization, authentic songs, sociocultural competence.

 

Сегодня при реализации ФГОС необходимо формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса. Формирование общих и профессиональных компетенций является частью этого процесса.

Формирование компетенции – одна из главных задач обучения. Она, словно фундамент, закладывает базу для дальнейшего образования и последующего функционирования обучающегося в социуме. Существует много общих и профессиональных компетенций, которые необходимо формировать. Немаловажным является формирование коммуникативной компетенции. В нашем стремительно развивающемся мире способность человека организовывать свою речевую деятельность адекватно ситуации общения очень важна. Не менее важна сформированность способностей, которые дадут возможность использовать иностранный язык в качестве инструмента общения в диалоге культур, а также средства профессионального общения.

Коммуникативная компетенция включает в себя ряд других компетенций. Преподаватели иностранного языка заинтересованы в  сформированности у обучающихся социокультурной компетенции, так как она повышает их уровень культуры, расширяет образовательные горизонты, позволяет осуществлять полноценное поликультурное общение.

В настоящее время изучение иностранных языков является неотъемлемым компонентом образования, так как знание иностранных языков формирует не только всесторонне развитую личность, но и способствует ведению межкультурной коммуникации. Поэтому в обучении иностранным языкам используются методики, которые облегчают и ускоряют изучение языка. Сегодня все чаще обучение строится не на лингвистическом, а на коммуникативном, межкультурном подходе, что позволяет использовать ценные в культурном отношении аутентичные иноязычные материалы.

Доктор педагогических наук А. В. Хуторской определяет «компетенцию» как круг вопросов, в которых человек хорошо сведущ, наделен знаниями и опытом.

Формирование социокультурной компетенции у обучающихся возможно с использованием в качестве дидактических средств обучения аутентичного песенного материала.

Формирование социокультурной компетенции неразрывно связано с основными целями образования: развивающей, образовательной  и воспитательной. И воспитательная цель наиболее значима, поскольку изучая иностранный язык, мы изучаем и сравниваем языковые явления, обычаи, традиции, искусство, образ жизни народов.

В «Новом словаре методических терминов и понятий» Азимова Э.Г. Социокультурная компетенция определяется как совокупность знаний о стране изучаемого языка, национально-культурных особенностях социального и речевого поведения носителей языка и способность пользоваться такими знаниями в процессе общения, следуя обычаям, правилам поведения, нормам этикета, социальным условиям и стереотипам поведения носителей языка. Социокультурная компетенция входит в состав коммуникативной компетенции и является ее компонентом.

Елизарова Г. В. даёт следующее определение Социокультурной компетенции – это «... комплекс знаний о ценностях, верованиях, поведенческих образцах, обычаях, традициях, языке, достижениях культуры, свойственных определенному обществу и характеризующих его».

Компонентами социокультурной компетенции являются мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностно-поведенческий.

Выявлено, что мотивационно-ценностный компонент представляет собой мотивы, по которым человек организует свою деятельность. Данный компонент показывает убеждения и принципы, которыми личность руководствуется в общении и поведении, характеризует эмоциональное отношение к этническим группам, мотивацию к взаимодействию, толерантное поведение.

Когнитивный компонент представляет собой знания об истории, культуре, религии, традициях этнических групп, знания о нормах и правилах общения, взаимодействия, этикете и способах применения этих знаний в реальном поведении на основе актуализации.

Деятельностно-поведенческий компонент представляет собой регуляцию волевой сферы, конкретные речевые действия, опыт общения в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, основанный на знании исторических корней и традиций различных национальных общностей и социальных групп. Данный компонент предполагает диалог культур, проявление адекватного поведения в ситуациях межэтнического общения, способность к диалогу и сотрудничеству с другими этническими группами в процессе профессиональной деятельности. В деятельностно-поведенческий компонент входят и социокультурные умения.

В методике преподавания  иностранного языка существует множество способов формирования социокультурной компетенции. К ним относятся изучение аутентичной литературы, просмотр фильмов, использование всемирной сети Интернет и др.

В нашем же случае мы взяли такой аспект британской культуры, как песни. Музыка Объединенного королевства полна разнообразными реалиями, именами собственными и др., что очень полезно использовать для формирования социокультурной компетенции. Тексты песен являются примером классического британского языка, который принято изучать в образовательных учреждениях. Они не содержат жаргонной лексики и слэнга. Музыка возбуждает в человеке эмоции, а аутентичный песенный материал передает речевое поведение носителей языка, что повышает эффективность усвоения материала и формирует толерантное отношение к другим народам, в том числе и к народу страны изучаемого языка.

Для определения уровня сформированности социокультурной компетенции обучающихся проведено исследование в рамках которого отобраны песенные материалы британских исполнителей, содержащие такие сведения о культуре страны изучаемого языка, как религия, приветствие и обращения, а также  праздники. Перед проведением эксперимента был написан опрос, который содержал 13 вопросов, и отобраны две группы, на которых проводилось исследование.

Исследование проводилось в ГПОУ КузТСиД им. Волкова В. А. в группах по специальности Дизайн (по отраслям). Эксперимент длился в течение месяца (24 рабочих дня), при условии, что в расписании стояло два урока английского языка в неделю, итого 8 уроков. Данному исследованию было уделено не более половины урочного времени от каждого урока, без ущерба для реализации образовательной программы (в рамках изучения темы «Искусство, музыка, литература, авторы произведений»).

В начале исследования было проведено анкетирование обучающихся обеих групп. Затем с экспериментальной группой разбирались вопросы и прослушивались песни, контрольной группе же были выданы тексты для самостоятельного изучения (чтения и перевода). Немалое количество времени в работе с экспериментальной группой уделялось произношению, интонации, лексическому материалу в текстах песен. В заключении эксперимента обучающие снова были проанкетированы.

Прослушивание песен является очень важной частью исследования, так как у обеих групп конечные результаты оказались разными. Чтобы сравнить результаты обеих групп, возьмем количество вопросов 13 = 100%. Исходя из этого, первичные результаты теста не являются действительными ввиду того, что ответы у обеих групп были похожи (40%), а уровень сформированности социокультурной компетенции был примерно одинаков.

В итоге исследования результаты экспериментальной группы (ЭГ) оказались выше после прослушивания песен результатов контрольной группы (КГ), в которой песни не прослушивались и вопросы не разбирались. В процентном соотношении результаты обеих групп можно представить как 83 % (ЭГ) и 51 % (КГ).

Исходя из этого, можно заключить, что песни создают у обучающихся мотивацию к изучению иностранного языка, положительный настрой, а также известно, что музыка духовно развивает человека, формирует музыкальный слух, эстетически развивает личность.

Таким образом, благодаря умело подобранному песенному материалу, тщательно продуманным упражнениям к предлагаемым песням и вопросам для обсуждения, преподаватель иностранного языка может познакомить обучающихся с реалиями повседневной жизни в стране изучаемого языка, обогатить их знания в области истории, географии и приобщить к духовным и нравственным ценностям народа-носителя языка, а следовательно повысить уровень социокультурной компетенции.

Список литературы

  1. Азимов, Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) [Текст] / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. – М. : Издательство ИКАР, 2009. – 448 с.
  2. Карпиченкова, Е. П. Роль музыки и песен в изучении английского языка [Текст] / Е. П. Карпиченкова // ИЯШ. – 2010. – № 5.
  3. Лутовинов, В. И. Обсуждаем ФГОС: стандарт требует доработки [Текст] / В. И. Лутовинов // Администратор образования. – 2010. – № 21. – С. 90–94.
  4. Никитенко, З. Н. О содержании национально-культурного компонента в обучении английскому языку на начальном этапе [Текст] / З. Н. Никитенко, О. М. Осиянова // ИЯШ. – 1994. – № 5.
  5. Селевко, Г. К. Компетентности и их классификация [Текст] / Г. К. Селевко // Народное образование. – 2004. – № 4.
  6. Соловова, Е. Н. Методика обучения иностранным языкам [Текст] / Е. Н. Соловова. – М. : ACT: Астрель, 2008. – 192 с.
  7. Хуторской, А. В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций [Текст] / А. В. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос». – 2005.
PDF