Электронный научный журнал

Информационно-коммуникационные технологии
в педагогическом образовании

12+

ВОСПИТАНИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР БУДУЩЕГО ЮРИСТА

Автор: Е. Н. Тазетдинова
Раздел: Профессиональное образование в РФ и за рубежом

УДК 377.5

Е. Н. Тазетдинова

E. N. Tazetdinova

ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет. Педагогический институт», гИркутск, Россия

Pedagogical Institute of Irkutsk State University, Irkutsk, Russia

ВОСПИТАНИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР БУДУЩЕГО ЮРИСТА

EDUCATION AND CAREER CHOICES OF THE FUTURE LAWYER

Аннотация. В статье рассматриваются подходы к гражданско-воспитательному процессу в образовательной организации среднего профессионального образования с помощью проведения выездных занятий в учреждениях, в которых возможна профессиональная деятельность в соответствии с квалификацией выпускника.

Abstract. The article discusses approaches to civil education process in the educational organizations of secondary professional education through conducting field studies in institutions in which professional activities in accordance with the qualification of the graduate.

Прогнозирование развития российского общества невозможно без определения ориентиров в социальной политике, в том числе, в образовании и воспитании подрастающего поколения. Одним из ключевых направлений принятой Стратегии развития воспитания в РФ является создание педагогических условий, направленных на воспитание гражданской идентичности и формирование профессиональной идентичности обучающихся в профессиональных образовательных организациях [1, с. 3–4]. Именно здесь происходит, понимание себя в будущей профессии, понимание своего собственного значения в решении производственных и экономических задач.

Условия, в которых реализуется процесс гражданского воспитания подрастающих поколений, можно подразделить на несколько групп: первая вытекает из социально-политического окружения личности (экономическое положение страны, существующие общественные отношения и д.); вторая – охватывает сферу отношений между людьми (система воспитания, межличностные отношения и др.); третья – связана с влиянием макро-факторов (общество, государство, регион); четвертая – включает в себя мезо-факторы (этнос, тип поселения и др.); пятая – непосредственно связана с микро-факторами влияния, т.е. непосредственно с институтами социализации личности (семья, образовательные организации). Применительно к рассматриваемой проблеме, знание этого необходимо для понимания многофакторности гражданско-воспитательных влияний и важности для педагогики их всестороннего учета при организации своей относительно-самостоятельной воспитательной деятельности.

При организации гражданско-воспитательного процесса в образовательной организации среднего профессионального образования педагоги должны четко понимать, что помимо нее существует масса воспитательных факторов, формирующих различные стороны гражданского сознания и поведения человека. Осознание этого необходимо для понимания того, что нельзя надеяться, на то, что профессиональная образовательная организация может дать своим обучающимся представление о профессиональной идентичности; нормальное гражданское развитие, может быть создано только известной совокупностью соответствующих воздействий, которые должны исходить и от профессиональной организации, и от литературы, и от правового строя данной страны, и от окружающих его людей, и для данного человека – от него самого.

Для обеспечения серьезной мотивации к выбранной специальности в ГАПОУ «Иркутский колледж экономики, сервиса и туризма» практикуется проведение профориентационной работы в рамках факультатива «Твой выбор», которая представлена в виде разработки и проведения выездных занятий в учреждения, профессиональная деятельность в которых возможна в соответствии с квалификацией выпускника. Выездные занятия предусматривают: знакомство обучающегося с основными нормативно-правовыми актами, руководствоваться которыми специалисту необходимо на рабочем месте; знакомство с деятельностью учреждений; развитие правового образования; воспитание ответственности на рабочем месте. Программа факультатива «Твой выбор» построена с таким расчётом, чтобы помочь обучающимся по специальности «Право и организация социального обеспечения» определиться с выбором направления практической деятельности после окончания колледжа. На данном этапе формируются эмоциональный и ценностно-ориентировочный критерии гражданской идентичности, содержание которых определяется в соблюдении прав и свобод человека и гражданина, толерантности, веротерпимости системой ценностей и мотивов личности юриста: справедливость, законность, гражданское достоинство, ответственность, патриотизм, профессиональное самосовершенствование[3, с.142–143].

Анализ ФГОС СПО по специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения» позволил выделить требования, предъявляемые к выпускнику в рамках ценностно-ориентировочного компонента профессиональной идентичности. Профессиональная деятельность юриста содержит в себе огромный моральный потенциал, так как, являясь представителем государственной власти, юрист призван осуществлять свои профессиональные компетенции, непосредственно затрагивая права и интересы людей [2, с. 104]. Так, выпускник должен иметь представление о ценности закона и социальной значимости профессии юриста; знать идеологические, нравственные ценности общества и следовать им. В федеральных государственных образовательных стандартах фиксируются такие требование к системе ценностей будущего юриста, как справедливость, гуманность, ответственность.

Анализ нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность работников сферы юридического труда, показал, что выполнение работником своих должностных обязанностей также изначально детерминировано определенными ценностями. Таким образом, сравнительный анализ содержания указанных документов и результатов научных исследований позволил выделить следующие ценности юриста: ответственность, справедливость, законность, патриотизм, профессиональное самосовершенствование, гражданское достоинство, гуманность.

Данные ценности определяют содержание системы мотивов будущего специалиста. Большое значение в определении содержания мотивационного компонента, на наш взгляд, имеет разработанный Б. А. Фроловым подход к анализу профессиональной мотивации. Он выделяет предметно-содержательную, личностную и социальную мотивацию в соответствии с факторами, воздействующими на личность и деятельность: предметное содержание деятельности; стремление и интересы личности; социальные факторы. Подобное понимание мотивации позволяет объективно анализировать профессиональное поведение юристов, которое формируется под воздействием следующих основных факторов: особенностей самой личности, окружающей социальной среды и характера осуществляемой деятельности. Исходя из этого, мотивация личности специалиста динамична, она изменяется под воздействием различных внешних социальных и субъективно-психологических факторов, например, интерес к тонкостям профессиональной деятельности и овладение высотами профессионализма; желания всегда исходить из правомерных и деловых целей; стремления исходить из перспектив службы и связывать с ними личные планы.

Сравнительный анализ системы ценностей юриста и структуры мотивации позволил установить между ними корреляционную связь, согласно которым ценности оказывают значительное влияние на развитие профессиональной мотивации, в частности, доминантных мотивов, и определяют ее содержание.

Таким образом, содержание мотивационно-ценностного компонента профессиональной компетентности будущего юриста, зафиксированное в категориях компетентностного подхода, включает: ценностное отношение к праву (закону); ценности справедливости, патриотизма, гуманизма, гражданского достоинства, а также осознание социальной важности профессии юриста и ответственности за принятые решения; потребность в профессиональном самосовершенствовании и в творческом проявлении личности в профессиональной деятельности.

Список литературы

  1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года [Текст]. // «Российская газета» // Российская газет № 122, 08.06.2015 г.
  2. Тазетдинова, Е. Н. Функциональные особенности формирования гражданской идентичности в процессе профессионального обучения [Текст]. / Е. Н. Тазетдинова // Профессиональное образование и занятость: ХХI век. Проблема опережающей подготовки кадров для российской экономики (региональный аспект): мат-лы междунар. науч.-практ. конф. Кемерово, 17.03.2016 г. – С. 104.
  3. Тимошенко, А. И. Гражданская идентичность и приемы ее формирования в профессиональной образовательной организации [Текст]. / А. И. Тимошенко, Е. Н. Тазетдинова. // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2016. – № 3(23). – С. 142–143.
Теги: воспитательный процесс, профессиональный выбор, профориентация, профессиональные качества, мотивация, гражданская идентичность, educational process, professional selection, professional orientation, professional qualities, motivation, civic identity

Оставить комментарий







Авторизация
E-mail

Пароль  


Регистрация