![]() |
Электронный научный журнал
Информационно-коммуникационные технологии
|
12+ |
ПРИМЕНЕНИЕ ФОТОТЕХНИКИ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИКЕ В СОВРЕМЕННОМ ШКОЛЬНОМ КУРСЕ
Авторы: А. И. Антоненко, Е. П. Сапрыкина
Раздел: Материалы I Всероссийской очно-заочной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного физико-математического, информационного и технологического образования» (Новокузнецк, февраль 2017)
УДК 371.335:[373.5.016:53] А. И. Антоненко, Е. П. СапрыкинаАнтоненко Александр Иванович, доцент кафедры математики, физики и методики обучения НФИ КемГУ, г. Новокузнецк.
Сапрыкина Екатерина Павловна, студентка 5 курса ФМиТЭФ НФИ КемГУ, г. Новокузнецк. ПРИМЕНЕНИЕ ФОТОТЕХНИКИ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИКЕ В СОВРЕМЕННОМ ШКОЛЬНОМ КУРСЕАннотация. Название работы раскрывается с учетом различных направлений и уровней сложности применения фототехники. Предлагается вовлечь учащихся в проектную деятельность по физике с применением фототехники для получения практически значимых результатов для образовательного процесса и саморазвития. Возможности использования фототехники (цифровой графики) и умение даже элементарно обрабатывать фотоснимки стимулирует развитие самостоятельности и исследовательских умений, как в начальной, так и в средней школе. В качестве примеров можно привести кружки в рамках дополнительного образования, где во внеурочное время детям дается возможность научиться не только азам фотоискусства, но и компьютерной обработке своих шедевров [3; 6]. Причем широкое распространение и желание использовать различные гаджеты с возможностью фото- и видеосъемки приводит к потребности детального изучения этих возможностей, начиная с дошкольного возраста [2] и заканчивая фотошколами различных направлений. В г. Новокузнецке это направление внешкольного образования реализуется на базе МБОУ ДОД «Центр детского (юношеского) технического творчества „Меридиан”». Но, к сожалению, умение фотографировать и обрабатывать полученные снимки касается в большинстве своем эстетического направления развития и почти не затрагивает естественно-научную составляющую изучения окружающего мира. Хотя и в этом направлении можно и нужно применять умения и знания фотодела. На примере физики варианты использования фототехники в экспериментальной составляющей разнообразны, но по большей части они специфичны, не бытового уровня понимания. И здесь возникает вопрос: можно ли фототехнику бытового уровня применить для изучения физики, начиная со школьного уровня? Ответ требует минимум знаний и умений в использовании фототехники и обработки снимков. Варианты применения фототехники показаны в демонстрационном эксперименте [4] и учебном эксперименте [5]. Но все они требуют непосредственного участия учителя или иных помощников, владеющих тонкостями постановки физических экспериментов. Ученик здесь по большей части становится лишь сторонним наблюдателем и оператором фото-, видеосъемки. Чтобы уровень вовлеченности в процесс познания увеличить, необходимо снизить сложность, количество и сменить форму обучения. Применительно к обучению физике в рамках школьного курса реализация проектов расширяет возможности вовлечения учащихся в образовательный процесс, позволяет детальнее и глубже рассмотреть различные физические явления, процессы и объекты окружающего мира. Проектная деятельность и проблемы использования этого метода обучения в школьном образовании раскрывается в статье А. И. Антоненко [1]. В частности, проекты по физике желательно включить в образовательный процесс с самого начала курса изучения, начиная с простейших вариантов заданий для самостоятельного выполнения. И использование фототехники здесь послужит хорошим помощником и стимулом для демонстрации полученных знаний и умений. Предлагается разделить проекты по физике с применением фототехники на три основных уровня сложности, включающие в себя:
Каждый из этих уровней привязан к начальной, средней и старшей ступени обучения физике в школе, хотя в отдельных случаях возможен и ускоренный переход между уровнями в зависимости от самостоятельных навыков учащихся по применению фототехники. Для каждого уровня разрабатываются курсы дополнительного образования, которые нацелены не только на овладение знаниями и умениями по применению фототехники, но и получение итоговых практически значимых работ. К таким работам можно отнести фото- и видеосъемку физических природных явлений, демонстрационных и учебных экспериментов, моментов и деталей физического процесса и количественные оценки его измерения, микроскопические детали изучаемых объектов и др. Все эти результаты тем или иным образом могут найти дальнейшее применение в учебном процессе в качестве наглядных пособий, а для учащихся – стать бесспорным доказательством их знаний и умений не только в физике, но и в любой другой проектной деятельности. Список литературы
Оставить комментарий |
|
2016-2018 © Электронный научный журнал "Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании" зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, как средство массовой информации (СМИ) сетевое издание. Свидетельство о регистрации: ЭЛ № ФС 77 - 67119 от 16.09.2016 |