ОБЗОР ПЛАТФОРМ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМАХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Раздел: Материалы I Всероссийской очно-заочной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного физико-математического, информационного и технологического образования» (Новокузнецк, февраль 2017)

Журнал: Реализация ФГОС, организация электронной информационно-образовательной среды

30 марта 2017 г.

Авторы: Дробахина Анастасия Николаевна , Рябов Никита Валерьевич

УДК 004.4:37.018.4

А. Н. Дробахина, Н. В. Рябов

Рябов Никита Валерьевич, студент ФМиТЭФ НФИ КемГУ, г. Новокузнецк.

Дробахина Анастасия Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры ТиМПИ НФИ КемГУ, г. Новокузнецк.

ОБЗОР ПЛАТФОРМ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМАХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье выполнен обзор платформ для организации дистанционного обучения в системах дистанционного образования

Ключевые слова: дистанционное обучение, платформы для организации дистанционного обучения.

 

Задачей дополнительного образования в пределах каждой ступени профессионального образования является повышение квалификации специалиста в связи с постоянным ростом требований к уровню его подготовки.

Внедрение новых информационных технологий в процесс дополнительного образования привело к появлению новых форм обучения, которые базируются на электронных средствах передачи информации.

Развитие дистанционного обучения стало возможным в связи с разработкой и внедрением различных мультимедиа систем и интерактивных компьютерных программ.

Дистанционное обучение – это форма образовательного процесса, при которой взаимодействие преподавателя с обучающимися осуществляется на расстоянии посредством различных видов опосредованных коммуникаций. Опосредованная коммуникация представляет собой двусторонний обмен информацией в форме текстов, аудио- или видеозаписей, таблиц, картинок и др.

Очевидно, что качество дистанционного обучения зависит и от качества используемого методического материала, и от формы его представления, и от организации самого учебного процесса.

Используемые в настоящее время программы для организации дистанционного обучения в системе дополнительного образования предоставляют широкие возможности для организации процесса обучения, такие как: доступ к методическим материалам, мониторинг процесса обучения и т. д.

Рассмотрим кратко характеристики платформ для дистанционного обучения, наиболее часто используемых в нашей стране.

Moodle – система управления курсами, также называемая системой управления обучением или виртуальной обучающей средой. Является аббревиатурой от английского Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment (модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда). Представляет собой свободно распространяемое веб-приложение, предоставляющее возможность создавать сайты для онлайн-обучения [3].

Moodle очень популярна в мире, имеет более 60 тысяч инсталляций более чем в 100 странах и переведена на несколько десятков языков. Организовано сообщество пользователей Moodle, в котором можно поделиться опытом использования системы и, при необходимости, получить помощь.

К возможностям платформы относят: учет учащихся, возможности их персонализации и разграничения прав доступа к учебным материалам; создание и проведение онлайн-курсов; ведение отчетности и статистики по обучению; контроль и оценку уровня знаний; анкетирование и создание опросов; возможность интеграции с другими информационными системами [2].

Основные преимущества платформы Moodle: доступность; простота использования; высокая производительность; адаптация под конкретные нужды; простота инсталляции и обновления. В системе очень хорошо проработан модель тестов, позволяющий проводить тест во многих вариантах.

Отметим и недостатки системы: отсутствие понятия семестра в базовой версии системы и как следствие – невозможность составить итоговую ведомость по всем дисциплинам семестра; невозможность создания учебных групп по уровням, создание групп обучаемых возможно только внутри курса. К недостаткам системы можно отнести так же высокие требования к производительности персонального компьютера обучаемого, а так же отсутствие модуля настройки рассылки оповещений по группам пользователей.

В нашей стране широко используется система дистанционного обучения «Прометей» компании «Виртуальные технологии в образовании». Платформа внедрена в некоторых крупнейших ВУЗах России (например, в МЭСИ, МАИ, МГТУ им. Баумана и др.)

Система имеет модульную архитектуру, поэтому предоставляет хорошие возможности для расширения и модернизации. Так, разработаны автоматизированные рабочие места «Администратор», «Организатор», «Тьютор», «Слушатель», Трекинг», «Курс», «Регистрация», «Тест», «Дизайнер тестов», «Учет», «Отчеты», «Дизайнер курсов».

К недостаткам платформы относят ее привязку к продуктам компании Microsoft и недостаточную масштабируемость.

Для организации полного цикла дистанционного обучения (подготовка курсов, тестирование и оценка обучающихся, управление материалами и т.д.) используются такие системы, как: eLearning Server, iWebinar компании «ГиперМетод», Shareknowledge компании Competentum и др.

Для организации процесса обучения с использованием вебинаров используется информационная система Teachbase – российский интернет-сервис дистанционного обучения [1]. Сервис ориентирован на рынок корпоративного обучения, поэтому предоставляет максимально разнообразный набор инструментов для его организации, позволяя реализовывать различные сценарии образовательного процесса.

К недостаткам системы можно отнести расположение на облачном сервере производителя информационной системы и, как следствие, отсутствие возможности добавления новых функций или изменения существующих.

Для проведения вебинаров и он-лайн конференций используются такие платформы, как: Webinar и Comdi компании «Вебинар-Комди», iMind компании Mind Labs, WebTutor компании Websoft, Acrobat Connect Pro компании Adobe Systems Incorporated и др.

Список литературы

  1. Возможности системы Teachbase [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://teachbase.ru/vozmozhnosti
  2. Спиридонова, Н.В. Современные платформы для дистанционного обучения: широкий выбор, безграничные возможности [Электронный ресурс] / Н. В. Спиридонова. – Режим доступа : http://hrm.ru/blog_sovremennye-platformy-dlja-distancionnogo-obuchenija-shirokijj-vybor-bezgranichnye-vozmozhnosti_14f876
  3. Moodle [Электронный ресурс] // Википедия. – Режим доступа : http://ru.wikipedia.org/?oldid=81617554
PDF