ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Раздел: Материалы I Всероссийской очно-заочной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного физико-математического, информационного и технологического образования» (Новокузнецк, февраль 2017)

Журнал: ИКТ в системах образования, социально-психологическая подготовка специалиста

26 апреля 2017 г.

Авторы: Васильев Алексей Алексеевич , Артемьева Анжела Николаевна

УДК [37.016:796]:004

А. А. Васильев, А. Н. Артемьева

Васильев Алексей Алексеевич, старший преподаватель кафедры МФиМО НФИ КемГУ, учитель физики МБ НОУ «Лицей № 111», г. Новокузнецк.

Артемьева Анжела Николаевна, учитель физической культуры МБОУ «СОШ № 67», г. Новокузнецк.

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация. В статье рассматриваются возможности применения информационно-коммуникационных технологий на уроках физической культуры, приведены примеры использования текстовых редакторов, электронных таблиц, тестовых программ в деятельности учителя и ученика.

Ключевые слова: физическая культура, информационно-коммуникационные технологии, школьный образовательный процесс.

 

XXI век – век высоких компьютерных технологий. Это значит, что использование информационно-коммуникационных технологий в школе – процесс объективный и вполне закономерный. Развитие человеческого общества в мире и в России, в частности, требует научного подхода к занятиям физической культурой. Современный образовательный процесс основывается на трёх важных составляющих – информативности, деятельности, практикоориентированности. Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения уделяет большое внимание формированию универсальных учебных действий, ряд из которых предполагает овладение учеником универсальными способами и приёмами обработки, систематизации, анализа, представления различного рода информации, из различных отраслей знаний.

Все элементы школьного образовательного процесса «пронизаны» информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ). Учебный процесс по физической культуре также не является исключением, он активно использует возможности ИКТ для накопления информации, её хранения и обработки, моделирования и прогнозирования.

Когда в первый раз слышишь фразу «компьютер на уроке физкультуры», то сразу возникает недоумение и вопрос: разве это совместимо? Ведь физкультура – это, прежде всего движение. Специфика каждого предмета разнообразна, но общий принцип один – задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения знаниями, умениями, способами деятельности. Применяя этот принцип к уроку физической культуры, можно отметить, что задача учителя – выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому проявить свою активность, своё творчество, активизировать двигательную и познавательную деятельность учащегося.

Внедрение ИКТ в образовательный процесс призвано повысить эффективность проведения уроков, усилить привлекательность подачи материала, осуществить дифференциацию видов заданий, а также разнообразить формы обратной связи. Использование ИКТ в учебном процессе – один из способов повышения мотивации обучения. ИКТ способствуют развитию творческой личности не только учащегося, но и учителя, помогают реализовать главные человеческие потребности – общение, образование, самореализацию. Изучение физической культуры с использованием ИКТ для учителя открывает новые возможности в преподавании урока по физической культуре, а учащимся дает возможность для размышления и участия в создании элементов урока, что способствует развитию интереса школьников к предмету. Значит, ученик и учитель должны не просто уметь пользоваться компьютером, а органично вписывать работу с ним в урок, процесс подготовки к нему либо во внеурочное мероприятие.

Охарактеризуем некоторые возможности ИКТ, реализуемые в учебном процессе физической культуры.

Использование текстовых редакторов. Это, прежде всего, составление текстовых документов в программе MS Office Word. Учитель совместно с активными учащимися разрабатывают, составляют такие необходимые документы, как план мероприятия, заявки, отчёты, положения о соревнованиях, протоколы соревнований, объявления, поздравления, грамоты, дипломы и др.

Работа с таблицами. Это, прежде всего, использование возможностей программы MS Office Excel. Применение электронных таблиц особенно необходимо на соревнованиях различного уровня с большим количеством участников для оперативного учёта результатов спортсменов и представления информации для судей, зрителей и тренеров. Но и в повседневном учебном процессе электронные таблицы оказывают существенную помощь как учителю, так и ученику. Учащимся предлагается в электронной форме осуществлять мониторинг своего физического развития и своих спортивных достижений, а в конце учебного года – представить накопленную информацию в форме графиков и диаграмм. Подобную работу, но в целом по классу, можно поручить активу класса. Критерии мониторинга, создание соответствующей формы электронной таблицы разрабатываются также при активном участии школьников.

Использование презентаций. Уроки физической культуры включают большой объём теоретического материала, на овладение которым отводится минимальное количество часов, поэтому применение электронных презентаций на уроках позволяет эффективно решать эту проблему. Демонстрация презентаций позволяет облегчить процесс обучения технически сложным видам спорта (волейбол, баскетбол и т. д.). Учитель, работая с презентацией, имеет возможность, разбив технический прием на слайды, показывать их с такой скоростью, с какой это необходимо для детального изучения и понимания материала в классе. Такой метод обучения техническим действиям и приемам очень эффективен, нагляден и нравится учащимся. Результатами использования презентаций на уроках физкультуры являются абсолютная доступность при любой физической подготовленности, активизация интереса учащихся к изучению техники приемов игровых видов спорта, повышение наглядности рассматриваемого материала, возможность рассмотрения и применения этих знаний и умение и в дальнейшем (на отдыхе, в летних лагерях). Подготовка презентаций как учителем, так и учащимся предполагает активное использование информации глобальной сети Интернет.

Мыслительная деятельность школьников на занятиях физической культурой с применением ИКТ способствует более быстрому овладению знаниями и двигательными навыками.

Применение тестирующих программ. Компьютеризированные тесты могут содержать неограниченно большое количество разделов и вопросов, что позволяет варьировать тесты под непосредственные нужды и конкретных участников тестирования. Использование тестов при подготовке к олимпиадам по физической культуре позволяет в течение непродолжительного времени объективно оценить теоретические знания учащихся. Применение подобных тестовых форм позволяет активно использовать межпредметные связи с историей, биологией, ОБЖ, физикой. Примерами тем для тестирования могут служить следующие: «История олимпийского движения», «Здоровый образ жизни», «Первая помощь при различных ситуациях» и т. д.

Помимо различных спортивно-оздоровительных мероприятий, ИКТ находят применение и в таких формах, как создание учащимися информационных продуктов на спортивные темы (история олимпийского движения, спортивные достижения российских спортсменов, оздоровительные упражнения и гигиенические нормы, спортивная жизнь в моём классе, школе и пр.). Такие формы работы не только закрепляют теоретические знания учеников, но и способствуют формированию общей культуры учащихся, частью которой является физическая культура.

Использование ИКТ на уроках физической культуры возможно на всех этапах:

  • При изучении нового материала учитель координирует, направляет и организует учебный процесс под своим руководством, а сам материал «объясняет» вместо него компьютер. С помощью видеоряда, звука и текста школьник получает представление об изучаемом двигательном действии, учится моделировать последовательность движений (собирает на компьютере пазл), что делает урок более содержательным и увлекательным.
  • На стадии закрепления знаний компьютер позволяет решить проблему традиционного урока – индивидуального учета знаний, а также способствует коррекции полученных умений и навыков в каждом конкретном случае.
  • На этапе повторения и обобщения учащиеся решают различные проблемные компьютеризированные ситуации. В результате в мыслительную деятельность включены все ученики. Степень их самостоятельности в освоении материала регулируется учителем.
  • На этапе самостоятельной работы при выполнении домашнего задания ученики изучают, характеризуют, описывают определённые элементы того или иного вида спорта с последующим представлением результатов своей работы. Также компьютерные технологии позволяют осуществить как внешний, так и внутренний мониторинг физического развития, спортивных достижений.

Таким образом, на наш взгляд, ИКТ играют важную роль в организации и проведении современного урока физической культуры, способствуют успешному совмещению физической и умственной деятельностей, развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся, расширению кругозора, формированию устойчивого интереса к физической культуре, делают урок более многогранным, интересным и ярким. При этом новые информационные технологии сами становятся инструментом познания, обучения, выполняют обобщающую, исследовательскую, развивающую, воспитывающую и контрольно-корректирующую функции. Межпредметная интеграция на уроках и внеурочных мероприятий развивает интерес учащихся к творческой, проектной и научно-исследовательской работе.

Список литературы

  1. Васильев, А. А. Проектирование современного урока [Текст] / А. А. Васильев, О. В. Васильева // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. – 2016. – № 3 (41). – С. 135–139.
  2. Васильев, А. А. Системно-деятельностный подход: проблемы и перспективы применения при обучении физике [Текст] / А. А. Васильев [и др.] // Фундаментальные науки и образование : материалы VI Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием : сб. / Алтай. гос. гуманитар.-пед. ун. им. В. М. Шукшина. –2016. – С. 205–213.
PDF