ПСИХОЛОГИЯ САМООТНОШЕНИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА

Раздел: Материалы I Всероссийской очно-заочной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного физико-математического, информационного и технологического образования» (Новокузнецк, февраль 2017)

Журнал: ИКТ в системах образования, социально-психологическая подготовка специалиста

26 апреля 2017 г.

Авторы: Конюхова Екатерина Тимофеевна , Рябинина Елизавета Евгеньевна

УДК 159.923:378.178

Е. Е. Рябинина, Е. Т. Конюхова

Рябинина Елизавета Евгеньевна, студентка 2 курса ФМиТЭФ, группы МИа-15-01 НФИ КемГУ, г. Новокузнецк.

Конюхова Екатерина Тимофеевна, канд. пед. наук, доцент кафедры психологии НФИ КемГУ, г. Новокузнецк.

ПСИХОЛОГИЯ САМООТНОШЕНИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА

Аннотация. Автором рассмотрены компоненты самоотношения личности в студенческих группах. В работе представлены исследования составляющих самоотношения личности у студентов в условиях подготовки профессиональной педагогической деятельности.

Ключевые слова: самоотношение, социально-личностные характеристики, самоуважение.

 

Самоотношение – термин, используемый для обозначения специфики отношения личности к собственному «Я». Строение самоотношения может включать: самоуважение, симпатии, самопринятие, любовь к себе, чувство расположения, самооценку, самоуверенность, самоунижение, самообвинение, недовольство собой и т. д. В ходе жизни человек познает себя и накапливает о себе знания, эти знания составляют содержательную часть его представлений о себе. Однако знания о себе самом, естественно, ему небезразличны: то, что в них раскрывается, оказывается объектом его эмоций, оценок, становится предметом его более или менее устойчивого самоотношения.

Актуальность исследования выражается в том, что социально-личностные характеристики человека в профессии обеспечивают ему улучшение качества жизни, профессиональный рост, материальное благополучие, укрепление социального и профессионального статуса, нишу самореализации и активно-субъектного конструирования своей карьерной стратегии.

Исследователи обращают внимание на две группы факторов, определяющих формирование карьеры. Во-первых, факторы, связанные непосредственно с человеком. Это способности и интересы человека, мотивация, принятие решения о смене ролей и статуса, особенности специализации и т. д. Во-вторых, факторы, связанные с взаимодействием личности окружающих людей и организации. Это влияние других людей на профессиональную карьеру.

Стремление сделать карьеру является неотъемлемым желанием человека, ориентированного на реализацию своего личностного потенциала. Поэтому каждому человеку важно осознать карьерные ориентации и адекватно понимать, чего же он на самом деле хочет достичь в жизни.

В отечественной психологии наиболее разработанной для понимания социально-личностных характеристик человека является концепция самосознания, предложенная В. В. Столиным. В ней Столин указывает, что самоотношение не является прямым следствием знания о себе, хотя в принципе выводится из него.

Изучение теоретического аспекта самоотношений позволило нам определить цель исследования: изучить уровень самоотношения личности студента.

Объект исследования: группы студентов ФМиТЭФ МИ-15-01 и Ин-15-01.

Предмет исследования: особенности компонентной структуры самоотношения студентов в период обучения.

Методы исследования: проведение исследования по методике Владимира Викторовича Столина. Данный опросник содержит 57 вопросов-суждений, на которые необходимо ответить положительно («да») или отрицательно («нет»).

Методика включает следующее шкалы:

Шкала S – глобальное самоотношение; измеряет интегральное чувство «за» или «против» собственно «Я» испытуемого; самоуважение; аутосимпатия. (Аутосимпатия – это позитивное восприятие своей личности, своего уникального и неповторимого «Я».); ожидаемое отношение от других; общий самоинтерес.

Также выделены семь шкал, направленных на измерение выраженности установки на те или иные внутренние действия в адрес «Я» респондента: самоуверенность; отношение других; самопринятие; саморуководство и самопоследовательность; самообвинение; самоинтерес к собственной личности; самопонимание [1, с. 2].

После получения сырых баллов мы перевели их в процентили. Средний показатель по группам – на рисунке.

 В результате исследования было выявлено, что «самоуважение» у студентов среднего уровня (43,9 %), что говорит о повышенной самокритичности респондентов, общем уровне недовольства собой, отсутствии «внутренней последовательности» и «самоуверенности».

По шкале аутосимпатии выявлен также средний уровень (47,71 %), в ней отражается дружественность-враждебность к собственному «Я». В шкалу вошли пункты, касающиеся «самопринятия», «самообвинения». В содержательном плане шкала на положительном полюсе объединяет одобрение себя в целом и в существенных частностях, доверие к себе и позитивную самооценку, на отрицательном полюсе, – видение в себе по преимуществу недостатков, низкую самооценку, готовность к самообвинению. Пункты свидетельствуют о таких эмоциональных реакциях на себя, как раздражение, презрение, издевка, вынесение самоприговоров («и поделом тебе»).

Шкала «общего самоинтереса» (69, 3%), состоящая из восьми пунктов, отражает меру близости студента к самому себе, в частности, интерес к собственным мыслям и чувствам, готовность общаться с собой «на равных», уверенность в своей интересности для других.

Примерно в равных пределах находятся все остальные показатели, но у юношей исследуемых групп наблюдается очень высокий уровень «самообвинения» (83,9 %). Это объясняет то, что юноши чаще берут ответственность на себя и относятся к себе более самокритично, нежели девушки. Также выявлен достаточно высокий уровень «саморуководства и самопоследовательности» (56,5 %), что также можно объяснить социально-психологической установкой мужчин. Но вместе с тем относительно низкий уровень «аутосимпатии», что говорит о негативном восприятии себя и своей личности.

У испытуемых девушек более высокий уровень «общего самоинтереса» (76,67 %) и «самопринятия» (67,4 %). Это объясняется тем, что у девушек доминирует потребность самопознания, рефлексии, эмпатичности, они изучают себя, могут прощать допущенные промахи по отношению к другим, относятся к себе снисходительнее, нежели юноши.

Следовательно, можно сделать вывод, что структура и смысловые компоненты самоотношения могут быть раскрыты лишь в контексте реальных жизненных отношений субъекта в деятельности, в системе взаимодействия с окружающим миром, людьми, за которыми стоят мотивы, обеспечивающие самореализацию субъекта как личности. Диагностическая компонента самопознания в сфере самоотношения обеспечивает человеку выбор определенной копинг-стратегии личностного саморазвития, приобретения социального капитала, успешной социализации в жизни.

Список литературы

  1. Тест-опросник В. Столина самоотношения личности [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://psylist.net/praktikum/00111.htm
PDF