ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ И СИСТЕМА MOODLE
Раздел: Математика и методика обучения математике
Журнал: Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов
31 мая 2017 г.
Авторы: Воробьева О. Ю.
УДК 372.851
О. Ю. Воробьева
Новокузнецкий институт (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ И СИСТЕМА MOODLE
Аннотация. В работе рассматриваются особенности дистанционного обучения и возможности использования системы Moodle для разработки обучающих курсов.
Ориентация процесса обучения, его содержания, методов, средств и организационных форм на индивидуальные особенности и потребности учащихся становится более эффективной при активном использовании инновационных технологий обучения, основанных на методически обоснованном использовании информационно-коммуникационных технологий: от построения урока с использованием электронных образовательных ресурсов до реализации индивидуализированного дистанционного обучения.
Дистанционное обучение является основным компонентом дистанционного образования.
Дистанционное обучение можно определить, как целенаправленный, организованный процесс интерактивного взаимодействия обучающих и обучающихся между собой и со средствами обучения, инвариантный к их расположению в пространстве и времени, который реализуется в специфической дидактической системе.
Дистанционное обучение включает дистанционное преподавание и дистанционное учение (познавательную деятельность учащихся), т. е. в учебном процессе задействованы обе стороны: учитель и ученик.
К факторам, характеризующим дистанционное обучение, можно отнести следующие:
- Обучение осуществляется на дистанции, т.е. преподаватель и обучающийся могут быть расположены на значительном расстоянии друг от друга, например в разных городах.
- Использование учебных средств, способных объединить усилия преподаватель и обучающийся и обеспечить усвоение содержания курса.
- Обеспечение интерактивности между преподавателем и обучающимися.
- Преобладание самоконтроля [2].
Главное в дистанционном обучении – не просто использование компьютеров и других технических средств обучения, а разработка четких и продуманных обучающих программ, учебников, курсов и учебных пособий.
Система дистанционного обучения базируется на общедидактических принципах:
- соответствие дидактического процесса закономерностям учения;
- ведущая роль теоретических знаний;
- единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения;
- стимуляция и мотивация положительного отношения обучающихся к учебе;
- соединение коллективной учебной работы с индивидуальным подходом в обучении;
- сочетание абстрактности мышления с наглядностью в обучении;
- сознательность, активность и самостоятельность обучающихся при руководящей роли преподавателя;
- системность и последовательность в обучении;
- доступность;
- прочность овладения содержанием обучения [3].
Moodle – модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда или система дистанционного обучения, которая содержит в своем интерфейсе совокупность средств для создания различного рода курсов дистанционного образования [1].
Учебные курсы являются основной учебной единицей системы Moodle. В рамках такого курса можно организовать: взаимодействие учеников между собой и с учителем (для этого используются форумы и чаты); передачу знаний в электронном виде с помощью файлов, архивов, веб-страниц, лекций; проверку знаний и обучение с помощью тестов и заданий (результаты работы ученики могут отправлять в текстовом виде или в виде файлов); совместную учебную и исследовательскую работу учеников по определенной теме с помощью встроенных механизмов wiki, семинаров, форумов и пр.
Система Moodle находится в свободном доступе и, соответственно, есть возможность использовать бесплатно, является программным обеспечением с открытым исходным кодом по лицензии GNU Public License.
На базе дистанционного образовательного портала НФИ КемГУ в системе Moodle нами создан обучающий курс «Подготовка к ОГЭ по математике», который включает теоретический справочный материал, тестовые материалы для подготовки к экзамену с возможностью проверки правильности решения заданий. Используя методические рекомендации, разработанные нами, любой учитель может самостоятельно создать подобный курс, наполнять его заданиями, контролировать выполнение работ учениками.
Список литературы
- Андреев, А. В. Практика электронного обучения с использованием Moodle [Текст] / А. В. Андреев, С. В. Андреева, И. Б. Доценко. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2008. – 146 с.
- Белозубов, А. В. Система дистанционного обучения Moodle [Текст]: учебно-методическое пособие / А. В. Белозубов, Д. Г. Николаев. – Санкт-Петербург, 2007. – 108 с.
- Мясникова, Т. С. Система дистанционного обучения MOODLE [Текст] / Т. С. Мясникова, С. А. Мясников. - Харьков: Издательство Шейниной Е.В., 2008.
Научный руководитель: канд. пед. наук
Долматова Т. А.