ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО УРОКА МАТЕМАТИКИ

Раздел: Математика и методика обучения математике

Журнал: Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов

31 мая 2017 г.

Авторы: Дроздова К. И.

УДК 372.851

К. И. Дроздова

Новокузнецкий институт (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк

ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО УРОКА МАТЕМАТИКИ

Аннотация. Тема, затронутая в статье, раскрывает особенности планирования современного урока математики. Выявлены главные отличия современного обучения от традиционного.

 

Новые ФГОС, отвечая требованиям времени и не растрачивая потенциала традиционной школы, не только смещают акцент на формирование у ученика личностных качеств, его духовно-нравственное воспитание, но и предлагают конкретные инструменты, обеспечивающие этот переход:

  • изменение метода обучения (с объяснительного на деятельностный);
  • изменение оценки результатов обучения (оценка не только предметных ЗУН, но и, прежде всего, метапредметных и личностных результатов).

Для учителя и для школы особенно актуальными в настоящее время являются вопросы: Как обучать? С помощью чего учить? Как проверить достижение новых образовательных результатов?

Как обучать?

Ученик, получает знания не в готовом виде, а добывает их сам, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельных способностей, общеучебных умений (принцип деятельности). Именно самостоятельно добытая информация сохранится в памяти ребенка надолго. Также необходима непрерывность между всеми этапами обучения (принцип непрерывности). Необходимо осуществлять межпредметные связи, которые формируют системное представление о мире (природе, обществе и т. д.) (принцип целостности).

У ученика должна быть возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне, и при этом школа должна обеспечить его усвоение на уровне государственного стандарта (принцип минимакса). Конечно же, на каждом уроке должна быть создана атмосфера доброжелательности, диалога и сотрудничества. Важно, чтобы ученик чувствовал себя психологически комфортно (принцип психологической комфортности).

Так же учитель должен формировать у учеников способность к перебору вариантов (принцип вариативности), предлагать как можно больше задач практической направленности для приобретения собственного опыта творческой деятельности (принцип творчества).

Исходя из выше перечисленного, мы можем ответить на вопрос: как обучать современных детей?

С помощью чего учить?

Изучив учебную литературу, мы можем отметить, что уроки деятельностной направленности по целеполаганию распределены в четыре группы.

1)  Урок «открытия» нового знания.

Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

2)  Урок рефлексии.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к самостоятельному выявлению и исправлению своих ошибок на основе рефлексии коррекционно-контрольного типа.

Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных способов действий – понятий, алгоритмов.

Дети на этих уроках не просто тренируются в решении задач – они осваивают метод коррекции собственных действий, им предоставляется возможность самим найти свои ошибки, понять их причину и исправить, а затем убедиться в правильности своих действий.

3)  Урок общеметодологической направленности (обобщения и систематизации знаний).

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к обобщению, структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.

Образовательная цель: систематизация учебного материала и выявление логики развития содержательно-методических линий курсов, построение методов, связывающих изученные понятия в единую систему.

Эти уроки являются надпредметными и проводятся вне рамок какого-либо предмета на классных часах, внеклассных мероприятиях или других специально отведенных для этого уроках в соответствии со структурой технологии деятельного метода.

4)  Урок развивающего контроля.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контроля.

Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Поскольку данные уроки подводят итог изучению значительного по объему материала, то содержание контрольных работ по объему в 2–3 раза превышает обычные самостоятельные работы, предлагаемые на уроках рефлексии.

Поэтому уроки развивающего контроля проводятся в два этапа:

  1. написание контрольной работы и ее оценивание по критериям;
  2. рефлексивный анализ выполненной контрольной работы и коррекция допущенных в работе ошибок.

Как проверить достижение новых образовательных результатов?

В условиях введения новых ФГОС особое место нужно отвести планированию результатов обучения. Комплекс универсальных учебных действий (УУД), выполняемых учащимися на уроках каждого типа, создает благоприятные условия для реализации требований ФГОС.

В соответствии с ФГОС выделяют 4 вида УУД:

Личностные: самоопределение и смыслообразование.

Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, извлечение необходимой информации из текста учебника, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, постановка проблемы, выбор наиболее эффективных способов решения задачи.

Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция – способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, выражение и аргументация своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; учет разных мнений, разрешение конфликтов.

На каждом из уроков в основной и старшей школе можно создать условия для выполнения учащимися всего комплекса УУД, входящих в структуру учебной деятельности.

Список литературы

  1. Карабанова, О. А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны [Текст]. / О. А. Карабанова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2010. – № 2 – С. 10–12.
  2. Манвелов, С. Г. Конструирование современного урока математики: кн. для учителя [Текст]. / С. Г. Манвелов. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2005. – 175 с.
  3. Онищук, В. А. Урок в современной школе: Пособие для учителей [Текст]. / В. А. Онищук. – М.: Просвещение, 2001 – 191 с.

Научный руководитель канд. пед. наук, доцент
Осипова Л.А.

PDF