РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ НА ПРИМЕРЕ ТЕМЫ «МНОГОУГОЛЬНИКИ»

Раздел: Математика и методика обучения математике

Журнал: Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов

31 мая 2017 г.

Авторы: Козлова О. А.

УДК 372.851

О. И. Козлова

Новокузнецкий институт (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк

РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ НА ПРИМЕРЕ ТЕМЫ «МНОГОУГОЛЬНИКИ»

Аннотация. В работе рассматриваются некоторые современные методы обучения математике.

 

Сегодня одной из главных задач школы является не «выдавать» учащимся готовые знания, а прививать умения и навыки, которые позволят им самостоятельно добывать информацию и активно участвовать в творческой, исследовательской деятельности. В связи с этим, важно использовать современные методы обучения математике в процессе обучения.

Метод обучения – это способы взаимодействия учителя и учащихся, направленные на достижение целей образования, воспитания и развития школьников в ходе обучения. [2, с. 145]

В настоящее время существуют множество разнообразных классификаций методов обучения математике. Очень редко, когда учитель использует только один метод обучения. В основном, он сочетает на уроках различные методы и подходы.

Новое содержание образования порождает новые методы в обучении математике. Появилась необходимость использовать комплексный подход в применении методов обучения.

К современным методам обучения математике относятся: проблемный метод, лабораторный метод, метод программированного обучения, математическое моделирование и др. [1].

Рассмотрим подробнее и приведем примеры реализации проблемного и лабораторного методов обучения математике.

Проблемный метод обучения – обучение, протекающее в виде решения последовательно создаваемых в учебных целях проблемных ситуаций. Под проблемной ситуацией понимают осознанное затруднение, которое происходит из-за несоответствия между имеющимися знаниями и знаниями, необходимыми для решения предложенной задачи. Задачу, которая создает проблемную ситуацию, называют проблемной задачей или просто проблемой. Этапы проблемного метода: 1) создание проблемной ситуации; 2) определенная готовность и интерес учащихся к поиску решения; 3) возможность неоднозначного пути решения, возникающий при наличии различных направлений поиска. [3, с. 65]

Например, в 7 классе на уроке геометрии при изучении темы «Неравенство треугольника» учащимся можно предложить следующее задание: построить треугольники с помощью циркуля и линейки со сторонами: 1) 3 см; 4 см; 5 см; 2) 7 см; 4 см; 5 см; 3) 2 см; 3 см; 5 см. Учащиеся выполняют задание самостоятельно и приходят к тому, что построить треугольник в примере 3 не получается. Возникает проблема: «При каких же условиях существует треугольник»? При помощи полученных чертежей учащиеся делают вывод: «Каждая сторона треугольника меньше суммы двух других сторон».

Лабораторная работа – это такой метод обучения, при котором учащиеся под руководством учителя и по заранее намеченному плану выполняют определенные практические задания или проделывают опыты, в процессе выполнения которых воспринимают и осмысливают новый учебный материал или закрепляют уже полученные знания. Этапы проведения лабораторных работ: 1) постановка темы занятия и определение задач лабораторной работы; 2) определение порядка лабораторной работы или отдельных ее этапов; 3) непосредственное выполнение лабораторной работы учащимися и контроль учителя за ходом занятий и соблюдением техники безопасности; 4) подведение итогов лабораторной работы и формулирование основных выводов [1].

Пример приведем также для 7 класса по теме «Неравенство треугольника».

Цель: показать на практике, что каждая сторона в треугольнике должна быть меньше суммы двух других сторон.

Оборудование: палочки разной длинны: 10 см, 15 см, 25 см, 35 см; пластилин.

План работы:

  1. Возьмите за основание треугольника палочку длиной 35 см, и, поочередно прилагая к ней другие палочки, постройте треугольник.
  2. Проделайте аналогичную работу, меняя основания треугольника.
  3. Каждый случай фиксируйте схематически в тетради.
  4. Для каждого треугольника найдите сумму боковых сторон и сравните с основанием.
  5. Сделайте вывод.

Рассмотренные методы обучения математике способствуют включению в учебный процесс не только мышления, но и воображения школьников. Методы преподавания математики всегда были и будут актуальной проблемой для изучения. Ведь в наши дни разрабатываются все новые и новые способы предоставления материала. Поэтому неотъемлемой частью деятельности учителя является их изучение и освоение.

Список литературы

  1. Карпачева, И. А. Педагогическая практика. Учебно-методическое пособие для студентов физико-математического факультета [Текст]. / И. А. Карпачева. – 2008. – 166 с.
  2. Методика и технология обучения математике. Курс лекций: пособие для вузов [Текст]. / Н. Л. Стефанова и [др.]. – М.: Дрофа, 2005. – 416 с.
  3. Методика преподавания математики в средней школе: Общая методика: уч. пособие [Текст]. / Сост. Р. С. Черкасов, А. А. Столяр. – М.: Просвещение, 1985. – 178 с.

Научный руководитель: к. ф.-м. н., доцент кафедры МФиМО
Фураев В.З.

PDF