АКТИВНЫЕ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ СПО

Раздел: Технологическое и профессиональное образование

Журнал: Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов

31 мая 2017 г.

Авторы: Агеев И. Н.

УДК 377.5

И. Н. Агеев

Новокузнецкий институт (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк

АКТИВНЫЕ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ СПО

Аннотация. В работе рассмотрены вопросы формирования компетенций у обучающихся в организациях СПО с использованием активных и интерактивных форм и методов обучения.

 

Под компетенцией в ФГОС понимается способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области. Как отмечает А. В. Хуторской: «Общие компетенции означают совокупность социально – личностных качеств выпускника, обеспечивающих осуществление деятельности на определенном квалификационном уровне. Под профессиональными компетенциями понимается способность действовать на основе имеющихся умений, знаний и практического опыта в определенной профессиональной деятельности» [3].

Таким образом, быть компетентным, значит уметь применить знания, умения, опыт, проявить личные качества в конкретной ситуации, в том числе и нестандартной.

Современные требования к занятиям заключаются в том, что они должны проходить с применением активных и интерактивных методов обучения.

Активные методы обучения строятся по схеме взаимодействия «учитель – ученик» и предполагают равнозначное участие учителя и учащихся в учебном процессе. То есть, обучающиеся выступают как равные участники и создатели занятия [1, 2].

Интерактивные методы строятся на схемах взаимодействия «учитель – ученик» и «ученик – ученик». То есть теперь не только учитель привлекает обучающихся к процессу обучения, но и сами учащиеся, взаимодействуя друг с другом, влияют на мотивацию каждого. Учитель лишь выполняет роль помощника. Его задача – создать условия для инициативы [1, 2].

Рассмотрим наиболее подходящие для теоретической подготовки методы активного и интерактивного обучения:

1. Дискуссия как один из активных методов проблемного обучения находит всё большее применение и организуется в форме круглого стола, конференции, пресс-конференции и др. Данный метод реализуется в форме обсуждения вопросов группой людей, участников дискуссии. Это, как правило, процедура выработки общего мнения.

Одной из важнейших характеристик дискуссии является её аргументированность. Обсуждая спорную (дискуссионную) проблему, каждая сторона, оппонируя мнению собеседника, аргументирует свою позицию. Эффективность дискуссии во многом зависит от опоры на логику, от владения искусством аргументации. Умение доказывать свою точку зрения – необходимое условие культуры дискуссии.

2. Проблемная лекция – лекция, на которой новое знание доводится обучающимся через проблемность вопроса, задачи или ситуации.

Проблемная лекция может начинаться с вопросов, с постановки проблемы, которую в ходе изложения материала необходимо решить, или определить возможные пути решения.

В ходе лекции мышление студентов активизируется путем создания преподавателем проблемной ситуации до того, как они получат всю необходимую информацию, составляющую для них новое знание.

3. Мультимедийная лекция (мультимедиа-лекция) – это набор учебных материалов, записанный на CD, DVD или флеш-накопитель. К материалам лекции могут прилагаться тематические изображения, презентации, схемы, таблицы, графики и диаграммы, а также видеоролики и даже образовательные фильмы.

К достоинствам мультимедиа-лекции следует отнести: сопровождение лекции инте­ресными для студентов фрагментами, структурными и организационными схемами, ил­люстративной графикой и эффектами анимации; развитие визуально-образного мышления; повышение эффективности предъявления, восприятия, понимания и усвоения информации, и её превращения в знания; поддержка эмоционального уровня и повышение мотивации студентов на занятии; повышение эффективности обучения, за счёт перехода от пассивного к активному способу реализации образовательной деятельности.

Данные методы очень успешно используются на занятиях. Они способствуют формированию следующих компетенций:

1. Ценностно-смысловые компетенции.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

2. Общекультурные компетенции.

ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.

3. Учебно-познавательные компетенции.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

4. Информационные компетенции.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

5. Коммуникативные компетенции.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

6. Социально-трудовые компетенции.

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

7. Компетенции личностного самосовершенствования.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Таким образом, этими методами достигается основная цель теоретического обучения: формирование у учащихся знаний по учебной дисциплине.

Главным преимуществом данного обучения, является создание педагогом условий, в которых учащийся сам будет открывать, приобретать и конструировать знания.

Список литературы

  1. Шутова, Г. Активные и интерактивные методы обучения: обзор, классификации и примеры. Что такое активные и интерактивные методы обучения на уроке? [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://pedsovet.su/metodika/5996_aktivnye_i_ interaktivnye_metody_obucheniya
  2. Активные методы обучения. Электронный курс. Международный Институт Развития «ЭкоПро», Образовательный портал «Мой университет». [Электронный ресурс] http://www.moi-universitet.ru
  3. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Доклад на отделении философии образования и теории педагогики. [Электронный ресурс]/ Режим доступа www.eidos.ru /news/compet.htm
  4. Диденко, Л. А. Использование современных педагогических технологий в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов [Учебное пособие]. – Красноярск: изд-во Государственного педагогического института им. В.П. Астафьева, 2015. –– 174 с.
  5. Юдина, О. И. Методология педагогического исследования [Учебное пособие]. – Оренбург: ОГУ, 2013. – 141 с.

Научный руководитель к. п. н., доцент
Дорошенко А. Г.

PDF