ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ В ШКОЛЕ

Раздел: Технологическое и профессиональное образование

Журнал: Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов

31 мая 2017 г.

Авторы: Малышева Е. Н.

УДК 373.31

Е. Н. Малышева

Новокузнецкий институт (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ В ШКОЛЕ

Аннотация. В работе рассмотрены исследовательская деятельность обучающихся, основные виды учебно-исследовательской деятельности и условия для развития навыков проектной и исследовательской деятельности.

 

Учебно-исследовательская деятельность – это деятельность, главной целью которой является образовательный результат через наблюдение, она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления.

Среди основных направлений повышения профессионального уровня учителя выделяются:

  • навыки организации совместной учебной деятельности учителя и учащихся,
  • навыки организации исследовательской деятельности учащихся.

Исследовательская деятельность является одним из основных условий формирования исследовательских способностей обучающихся, которые определяют его готовность к активной деятельности и продуктивным исследованиям, позволяющим решать жизненные и профессиональные задачи. Современное общество, с его высокой динамичностью предъявляет к человеку очень высокие требования.

Обучение учащихся исследовательской деятельности осуществимо через: урок, дополнительное образование, защиту проектов и рефератов, научно-образовательную и поисково-творческую деятельность при систематическом применении исследовательского подхода в обучении.

Процесс вовлечения учеников в исследовательскую деятельность – длительный и сложный.

Можно выделить три этапа:

1.  Учебно-исследовательская деятельность детей на уроках. Создание проблемных ситуаций на уроках, активизация познавательной деятельности обучающихся в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, построения гипотез. Использование различных дидактических средств создания проблемных ситуаций: исследовательская задача, проблемный вопрос, дискуссии, моделирование эксперимента.

Учебные исследования выполняются и в ходе подготовки домашнего задания: проведение наблюдений, постановка опыта, проблемный анализ текста, подготовка вопросов для дискуссии, анкеты, творческие работы, проекты.

2.  Система дополнительного образования в кружках, факультативах, секциях. Происходит знакомство с историей науки, методикой проведения исследований, выполняются реферативные работы.

3.  Научно-исследовательская деятельность в научных обществах учащихся. Создаются все условия для успешной исследовательской деятельности учащихся. Это не отдельный элемент образовательной среды, а система, отражающая творческий поиск.

Основными видами учебно-исследовательской деятельности учащихся являются:

  • проблемно-реферативный – сопоставление данных различных литературных источников с целью освещения проблемы и проектирования вариантов ее решения;
  • аналитико-систематизирующий – наблюдение, фиксация, анализ, синтез, систематизация количественных и качественных показателей изучаемых процессов и явлений;
  • проектно-поисковый – поиск, разработка и защита проекта – особая форма нового, где целевой установкой являются способы деятельности, а не накопление и анализ фактических знаний.

Условиями для развития навыков проектной и исследовательской деятельности обучающихся являются:

  1. Творческая среда. Каждый урок превратить в творческий процесс, для этого нужно использовать научную литературу и интернет-ресурсы.
  2. Учет возрастных особенностей. Каждое исследование должно быть посильным, соответствовать возрасту учащихся.
  3. Психологический комфорт. Создавать на уроке психологическую среду, при которой каждый ребенок, независимо от своих умственных возможностей чувствовал себя значимым в процессе исследования.

Исследовательские умения и навыки учащихся необходимо развивать на уроках, так же как и универсальные умения и навыки. Каждый учитель должен организовать исследовательскую деятельность детей. Талантливый педагог, достигает успеха тем, что ставит ученика в такие условия, чтобы он сам мог правильно действовать: мыслить, сопоставлять полученные результаты с целью, делать выводы.

Прививая ученикам интерес к исследованию, тем самым вооружать их методами научно-исследовательской деятельности. Организовывать работу учащихся так, чтобы они ненавязчиво усваивали процесс исследования, проходя все его этапы.

Любая исследовательская деятельность требует тщательной подготовки как ученика, так и педагога. В этой совместной работе успех зависит от подготовленности каждого из ее участников. Основная доля ответственности ложится на руководителя работы, исполняющего в данном случае роль ведущего, более опытного участника.

Успешного выпускника может подготовить успешный учитель, который владеет современными эффективными методами и средствами взаимодействия с учеником, умеет подготовить ученика к самоорганизации и самоуправлению познавательной деятельностью.

Список литературы

  1. Ялышева, Л. В. Исследовательская деятельность – условие развития творческой личности [Текст]. / Л. В. Ялышева. // Журнал «Исследовательская работа школьников», 2003. – № 3 – С. 28–29.
  2. Полтавцева, Н. Е. Особенности учебно-исследовательской деятельности школьников в сфере здоровья [Текст]. / Н. Е. Полтавцева, Г. П. Филюшова. // Журнал «Исследовательская работа школьников», 2003 – № 3. – С. 18–20.
  3. Громова, Т. В. Руководителю научно-исследовательских работ школьников [Текст]. / Т. В. Громова. // Журнал «Практика административной работы в школе», 2006. – № 6. – С. 59–64.
  4. Масленникова, А. В. Материалы для проведения спецкурса. Основы исследовательской деятельности учащихся [Текст]. / А. В. Масленникова. // Журнал «Практика административной работы в школе», 2004. – № 5. – С. 51–59..

Научный руководитель: ст. преподаватель кафедры ТПОиОТД
Киселева Т.В.

PDF