ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ В ШКОЛЕ
Раздел: Технологическое и профессиональное образование
Журнал: Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов
31 мая 2017 г.
Авторы: Чапышева Ю. В.
УДК 372.8 372.862 372.864
Ю. В. Чапышева
Новокузнецкий институт (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк
ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ В ШКОЛЕ
Аннотация. В статье рассматривается реализация профильного обучения в общеобразовательных учреждениях и его значимость в сфере образования.
В соответствии с одобренной Правительством Российской Федерации «Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г.» в старших классах общеобразовательных школ предусмотрено профильное обучение.
Не смотря на то, что седьмой год уже реализовано профильное обучение в школе, не все обучающиеся, учителя и родители обладают достаточной информацией для того, чтобы правильно был осуществлен выбор профиля соответственно будущей профессии и выбрана такая профессия, которая будет ориентирована на склонности и задатки ученика. В связи с этим мы решили рассмотреть данную тему более подробно, чтобы школьники выбирали правильный профиль, исходя из своих предпочтений, и, соответственно, продолжали свой жизненный путь в верном направлении.
Профильное обучение – это система организации среднего образования, при которой в старших классах обучение проходит по разным профилям с преобладанием тех или иных предметов [1].
Основная цель: самоопределение учащихся, формирование адекватного представления о своих возможностях.
Основные задачи [2]:
- обеспечение углубленного изучения конкретных тем полной программы общего образования;
- обеспечение равного доступа к образованию в различных категориях учащихся на основе их навыков, способностей и индивидуальных потребностей;
Содержание, внедряемое на старшей ступени школьного образования, профильного обучения образовано тремя составляющими: базовые общеобразовательные курсы, профильные курсы, элективные курсы. Их примерное соотношение определяется пропорцией 50:30:20.
В настоящее время определена номенклатура профилей обучения для старшей школы. Министерством образования и науки РФ предложено 12 основных профилей. Остановимся на технологическом профиле обучения.
Программа технологической подготовки для школ с технологическим профилем включает в себя общетехнологическую и специальную подготовку.
Методы обучения, применяемые в технологическом профиле, это: упражнение, решение прикладных задач, практические и лабораторно-практические работы, моделирование и конструирование, экскурсии, творческие работы.
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Реализация идеи профилизации обучения на старшей ступени общего образования позволяет выпускнику основной ступени самоопределиться в отношении профилирующего направления собственной деятельности.
Профильное обучение призвано давать обучающимся глубокие и прочные знания по профильным дисциплинам, развить у них мотивацию к научно-исследовательской деятельности, сделать обучающихся конкурентоспособными в плане поступления в выбранные ими вузы, выработать у обучающихся критическое и творческое мышление.
Список литературы
- Википедия: свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://ru.wikipedia.org/wiki/Профильное_обучение
- Сообщество взаимопомощи учителей [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://pedsovet.su/publ/164-1-0-2988
- Егорова, А. М. Профильное обучение и элективные курсы в средней школе [Текст]. / А. М. Егорова. // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). – СПб.: Реноме, 2012. – С. 173–179.
- Официальный сайт учителей технологии [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://antechnology.ucoz.ru/publ/dokumenty/osobennosti_obuchenija_tekhnologii_v_profilnoj_shkole/6-1-0-6
Научный руководитель к.п.н., доцент
Савченко А. И.