ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА «НАСЛЕДИЕ» ПО ТЕХНОЛОГИИ С ПРИМЕНЕНИЕМ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА

Раздел: Материалы I Международной очно-заочной научно-практической конференции по математике, физике, информатике, робототехнике, технологии, астрономии учащихся 5-11 классов

Журнал: Научно-исследовательская работа школьников «Мир моих исследований»

28 июня 2017 г.

Авторы: Леонтьева Д. Ю.

УДК 372.853

Д. Ю. Леонтьева

МАОУ Сотниковская средняя общеобразовательная школа.

ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА «НАСЛЕДИЕ» ПО ТЕХНОЛОГИИ С ПРИМЕНЕНИЕМ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА

Аннотация. В статье проанализирована творческая деятельность школьников по декоративно – прикладному творчеству в технике квиллинг. Рассматривается процесс систематизации работы образовательного проекта «Наследие», который направлен на восприятие значимости и важности сохранения и развития историко-культурного наследия малой Родины.

 

В МАОУ «Сотниковская средняя школа» с 2013 года функционирует авторский образовательный проект «Наследие». Данный проект активно включается в структуру системы образования и воспитания на различных этапах. Так как успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать собственную жизнь как проект, то определить настоящую и будущую перспективу, найти и привлечь важные ресурсы, наметить план определенных действий и, в дальнейшем оценить, достижение поставленных целей. Поэтому образовательный проект «Наследие» выявляется, прежде всего, типологическими признаками. Вид деятельности, доминирующий в данном проекте, культурологический. Характер контактов: региональный и международный. Количество участников может быть как персонально, так в парах и группах. Продолжительность проведения образовательного проекта «Наследие»:

  1. Краткосрочный: тематические мастер – классы в начальной и средней школе. Например, «День Матери», «Сагаалган», «Весенние праздники», «Сурхарбан».
  2. Долгосрочный: авторская образовательная программа «Академия Творчества». Например, создание мини-картин, открыток, сувениров для учащихся 2-4 классов в рамках дополнительного образования.
  3. Эпизодический: инновационный арт-проект «Мандалы». Рассмотрим на конкретном примере: в течение месяца коллектив класса начальной школы организует и проводит 3–4 занятия по созданию коллективной картины в технике квиллинг. Проект для Сотниковской школы и для Республики Бурятия новый, так как в технике квиллинг учащиеся 6–7 классов создают шедевры с использованием национального колорита: это бурятские орнаменты, узоры, символы, поэтому проект является уникальным [1, с. 329] Творческий характер замысла проекта связан с историей и традициями русского и бурятского народов. Без культурологических знаний очень трудно работать в совместных международных проектах, так как необходимо хорошо разбираться в особенностях национальных и культурных традиций партнеров, их фольклоре. Прежде всего, необходимо изучать и исследовать этапы формирования знаний, умений и навыков детей МАОУ «Сотниковская СОШ» на ресурсных базах Республики Бурятия:
    • Художественный музей имени Ц. Сампилова.
    • Национальный музей истории Бурятии им. М. Н. Хангалова.
    • Этнографический музей народов Забайкалья.
    • Бурятский государственный академический театр оперы и балета им. Г. Цыдынжапова.

В соответствии с этим основная цель проекта: создать условия для развития творческих способностей к эмоционально-чувственному восприятию окружающего мира природы и произведений искусства. Данный проект направлен на восприятие школьников значимости и важности сохранения и развития историко-культурного наследия малой Родины. Дети ежегодно посещают музеи и театры нашего города [2, С. 150]. На занятиях создаются проблемные ситуации в процессе изучения культурного наследия Республики Бурятия, а также проводятся тематические мастер-классы по декоративно-прикладному творчеству. Основные участники проекта – это школьники и родители, классные руководители и учителя-предметники, работники музеев и театров Республики Бурятия. Результат: в 2016 году в Бурятском государственном университете состоялась международная научно-практическая конференция «Современное технологическое образование: проблемы и перспективы», посвященная 95-летию академика РАО, доктора педагогических наук П. Р. Атутова. В работе конференции приняли участие российские и зарубежные ученые. Для почетных гостей и коллег в Сотниковской школе, которая является инновационной площадкой ПИ БГУ, проект «Наследие» создает: выставку декоративно-прикладного искусства в технике квиллинг, доклад о работе по авторской программе «Академия Творчества» и мастер-класс по созданию картин в технике квиллинг 3D «Весенняя сакура». Данная картина послужила замечательным сувениром для гостей из Японии, мастер-класс в технике квиллинг высоко оценили гости из Москвы и коллеги Республики Бурятия.

Исходя из вышесказанного, содержание образовательного проекта «Наследие» включает:

  1. историко-географические, посвященные истории города, местности;
  2. этнографические, нацеленные на изучение традиций и быта народов, народного творчества, этнического состава народа;
  3. посвященные проблемам искусства, литературы, архитектуры, культуры малой Родины.

Все вышеизложенное еще раз подтверждает безусловную правоту В. А. Сухомлинского, утверждающего: «Тот, кто умеет думать, работая, и работать, думая, умеет осмысливать и обобщать смысл абстрактных истин» [3, с. 326].

Также, исходя из вышесказанного, необходимо отметить важность изучения национальных традиций в образовательной области «Технология», так как это главный элемент культуры, который возникает в одном поколении и передается от предков к потомкам, сохраняясь на протяжении долгого времени.

Список литературы

  1. Оскорбина, Н. П. Развитие системы поддержки талантливых детей в школе [Текст]. / Н. П. Оскорбина // Всероссийская научно-практическая конференция «Наша новая школа: поддержка талантливых детей в рамках национальной образовательной инициативы. – М.: «Паганель», 2011. – С. 327–331.
  2. Оскорбина, Н. П. Дополнительное образование детей МАОУ «Сотниковская СОШ» в рамках республиканского проекта «Наследие» [Текст]. / Н. П. Оскорбина // Международная научно-практическая конференция / Современное технологическое образование: проблемы и перспективы: сборник докладов. – Улан-Удэ, 2016. – С. 150–151.
  3. Сухомлинский, В. А. Рождение гражданина [Текст]. / В. А. Сухомлинский. 3-е изд. – М.: Молодая гвардия, 1979. – 335 с.

Научный руководитель: учитель технологии
Оскорбина Н. П.

PDF