ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ-ПРЕДМЕТНИКА

Раздел: ИТ в образовании

Журнал: Возможности применения ПО в подготовке специалистов

18 января 2011 г.

Авторы: Шестакова Юлия Александровна

Ю. А. Шестакова

ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ-ПРЕДМЕТНИКА

  Согласно Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года основная цель подготовки педагогических кадров заключается в становлении квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, владеющего современными педагогическими и информационными технологиями, способного к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.[3]

   В связи с реорганизацией  образования в России, деятельными процессами информатизации как одного из ведущих направлений модернизации образования, увеличения роли информации как  важного ресурса, возрастает значимость подготовки учителя в области эффективного использования средств информатики и информационно - коммуникационных  технологий.

Одним из основных направлений информатизации образования является использование ИКТ в целях совершенствования различных подходов к обучению, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого в условиях информатизации современного общества.

Формирование ИКТ-компетентности должно проходить на всех уроках (а не только на уроках информатики). В соответствие с заказом общества, в котором большая часть информации представлена в электронном виде: для этого учитель должен быть настроен на формирование этой компетентности. В связи с этим учитель-предметник сам должен обладать набором определенных ИКТ-компетентностей.

Под ИКТ-компетентностью учителя-предметника подразумевается личное качество учителя, проявляющееся в его готовности и способности самостоятельно использовать информационно-коммуникационные технологии в своей предметной деятельности. Процесс формирования ИКТ-компетентности учителя должен носить развивающий характер. [1]

Современный учитель   должен обладать базовыми качествами учителя - предметника (базовой ИКТ - компетентностью), то есть обладать знаниями и умениями,  необходимыми  для решения образовательных задач, с помощью средств ИКТ общего назначения.

 А также учитель - предметник должен обладать предметно - ориентированной  ИКТ - компетентностью, то есть учитель должен осваивать специализированные технологии и ресурсы, разработанные в соответствии с требованиями к содержания того или иного учебного предмета, и также формировать готовность к их внедрению в образовательную деятельность.

   Использование новых информационных технологий существенно облегчает деятельность учителя:

Во - первых, ведение различной документации (планирования, конспекты занятий, отчеты и т.п.)

Во - вторых, учитель - предметник используя компьютер может готовить разнообразные дидактические материалы.

Применяя следующие программное обеспечение в ОС Windows, как  Microsoft office, а в ОС Linux - Open office в зависимости от операционной системы, распространяемой в учебном заведении.

В - третьих, для учителя открывается возможность использование мультимедиа проектора, интерактивных досок, электронных журналов. Немало важную роль занимает использование электронных учебников на уроках, а также внеклассных занятиях. Благодаря интерактивной подачи материала у обучающихся формируется творческий подход к обучению, ученик получает навык самостоятельной работы,  повышается уровень восприятия материала, ученик в течение всего урока занимает активную позицию, при изучении любой темы.

Для создания электронных учебников, пособий педагог может использовать различное ПО (в ОС Linux - Quanta Plus, в ОС Windows - Front Page).

В - четвертых, учитель - предметник  может самостоятельно разрабатывать тесты, контролирующие программы, применяя следующее ПО (в ОС Linux -Keduca, в ОС Windows -   Delphi, Java Script, Turbo Pascal). Для создания тестов педагогу не обязательно иметь глубокие  знания программирования, так как многие программы предназначены для создания интерактивных тестов на основе бланков.

В - пятых, учитель - предметник  с помощью языка гипертекстовой разметки HTML или языка сценариев Java Script может обучиться технологиям создания сайтов и основам Web-дизайна.

В - шестых, использование Интернета открывает широкие возможности перед педагогом:

  • Дистанционное обучение;
  • Оn-line тестирование;
  • Участие в дистанционных олимпиадах;
  • Конференции;
  • Виртуальные экскурсии;
  • Поиск различной информации.

Это узкий список возможностей применения ресурсов Интернет для учителей - предметников.

    Компетентный учитель - предметник в области ИКТ  должен вести поиск и отбор дополнительной информации с использованием ресурсов Интернет; применять различные компьютерные средства, представляя образовательную информацию; участвовать в различных on-line конференциях, с целью повышения своего профессионального уровня; создавать компьютерные тесты; создавать базы данных учебного назначения; применять мультимедийные разработки в образовательных и воспитательных целях; создавать учебные пособия в электронном виде; а также управлять учебным процессом с помощью различных электронных средств и компьютерных программ.

 ИКТ - компетентность учителя, как часть его профессиональной компетентности, определяет способность решать профессиональные проблемы, возникающие в реальных ситуациях педагогической деятельности. А также компетентный учитель - предметник должен использовать ИКТ в образовательном процессе постоянно, а не единично.

Список литературы

  1. Басурматорова Л.А., Хуснутдинова Л. С.  Роль ИКТ - компететности учителей - предметников в образовательном процессе [Электронный   ресурс]  :  Информационные технологии в образовании / Л. А. Басурматорова., Л. С. Хуснутдинова  -  Электрон. дан. -  М.  :  Изд-во  ИТО - Томск, 2009. - Режим доступа: http://ito.edu.ru/2009/Tomsk/IV/IV-0-116.html
  2. Иванов Д. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании / Д. Иванов.-М.: Чистые пруды, 2007.-32с. -(Библиотечка «Первого сентября»,серия «Воспитание. Образование. Педагогика.» Вып.6(12)).
PDF