ФИЗИКА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Раздел: Материалы II Международной очно-заочной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного физико-математического, информационного и технологического образования» (Новокузнецк, февраль 2018)

Журнал: Проблемы и перспективы современного физико-математического образования

27 февраля 2018 г.

Авторы: Пономарёва Анастасия Владимировна

УДК 373.5.016:53

А. В. Пономарёва

A. V. Ponomareva

Пономарёва Анастасия Владимировна, учитель физики МОУ «БСОШ № 15», г. Бендеры, Молдова.

Ponomareva AnastasiaVladimirovna, physics teacher, MOY «BSOW № 15», Bendery, Moldova.

ФИЗИКА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

PHYSICS: PROBLEMS AND PROSPECTS OF MODEM EDUCATION

Аннотация. Статья посвящена проблемам современного образования на уроках физики в средней и старшей школе. Предлагаются результаты анкетирования в 7-11 классах на готовность и желание учащихся обучаться физике.

Annotation. The article is devoted to the problems of modem education in physics lessons in middle and high school. The results of questionnaires in the 7th to 11th grades are offered on the willingness and desire of students to study physics.

Ключевые слов: смена направления в обучении физики, качество подготовки педагогов, удержание интересов учащихся, практическое применение в физике.

Keywords: a change in the direction in the teaching of physics, the quality of teacher training, the retention of student interest in practical applications in physics.

 

«Не обижайте детей готовыми формулами, формулы – пустота; обогатите их образами и картинами,
на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов; обучите их приемам и способам,
которые помогут их постигать. Не учите их, что польза главное. Главное – воспитание в человеке человеческого».

Антуан де Сент-Экзюпери [1].

Физика является одной из базисных наук в учебном плане. Она играет ключевую роль в познании мира, развитии новых технологий, да и вообще, определяет взгляд и мировоззрение каждого человека. Роль предмета «физика» в процессе формирования личности уникальна, его образовательный и развивающий потенциал огромен. Не случайно ведущей целью физического образования является:

  • интеллектуальное развитие учащихся;
  • формирование качеств мышления, необходимых человеку для полноценной жизни в обществе.

Задача школьного курса физики позволяет выявить не только талантливых ребят, но и естественнонаучные знания и интерес к самой науке. Физика нужна учащимся и для расширения возможностей выбора профессии, и чтобы в любой профессии человек мог стать мастером своего дела.

Чтобы сохранить в средней школе физическое образование на должном уровне, нужно не только дать ученикам хорошие знания, но и научить их решать поставленные перед ними задачи самостоятельно. В нынешнее время для нас не секрет, что у школьников отсутствует желание учиться.

Нужно усовершенствовать подход к оцениванию учащихся по физике, сделав упор на решение именно качественных задач различного уровня. Именно такая форма задач, позволяет рассуждать, отстаивать свои доказательные факты и выявлять закономерности в поставленных задачах.

В ЕГЭ по физике введены много задач разного уровня сложности, но нет экспериментальных задач. Ведь отсутствие такого рода задач приводит к необязательному виду деятельности учителей физики к лабораторным работам, что приводит к пренебрежительному отношению учеников к экспериментальным работам. Конечно, большинство школ не оснащены полностью нужным оборудованием, что и приводит к невыполнению лабораторных работ.

За последнее время в мире изменились приоритеты образования. Если раньше ценились знания такие, какие они есть, то сейчас на первое место вышли общеучебные умения: умения приобретать и эффективно использовать знания. Причины сразу ясны: знания, в настоящее время, быстро устаревают или оказываются недостаточными, и чтобы оставаться «на плаву», нужно обладать особыми навыками и пополнять свои собственные знания. Педагогическое образование имеет колоссальный фактор успеха, который зачастую определяется содержанием самого образования.

Результаты анкетирования учащихся 7–11 классов показывают следующую картину (табл. 1):

Такое состояние порождает ряд других не менее катастрофических проблем:

  • усиливается принудительная составляющая учебного процесса, что вызывает еще большее отторжение учения;
  • подавляются творческие начала, разрушаются личностные качества учащихся.

Все эти негативные последствия влияют и на личность учителя, его труд становится безрадостным, вызывая зачастую отчаяние и безысходность.

Таким образом, противоречие между высокими требованиями к качеству знаний учащихся со стороны родителей, социальных заказчиков с одной стороны, и снижение интереса к учебе, в том числе, и на уроках физики, с другой – предопределило для учителей современной школы использование проблемного обучения на своих уроках.

Опыт работы в школе доказывает, что глубокие, прочные и, главное, осознанные знания могут получить все школьники. Если развивать у них не столько память, сколько логическое мышление.

Список литературы

  1. Социальная сеть работников образования nsportal.ru [Электронный ресурс] – Режим доступа: nsportal.ru/haritonova-olga-vladimirovna.
PDF