ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Раздел: Материалы II Международной очно-заочной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного физико-математического, информационного и технологического образования» (Новокузнецк, февраль 2018)

Журнал: Опыт реализации ФГОС нового поколения

22 марта 2018 г.

Авторы: Васильев Алексей Алексеевич , Ковалевская Наталья Владимировна , Киреева Елена Витальевна

УДК 373.2:371.385

А. А. Васильев, Н. В. Ковалевская, Е. В. Киреева

A. A. Vasiliev, N. V. Kovalevskaya, E. V. Kireeva

Васильев Алексей Алексеевич, старший преподаватель кафедры МФиМО, НФИ КемГУ, учитель физики, МБ НОУ «Лицей № 111», г. Новокузнецк.

Ковалевская Наталья Владимировна, Киреева Елена Витальевна, воспитатели МБ ДОУ «Детский сад № 268», г. Новокузнецк.

Vasiliev Alexey Alekseevich, senior lecturer in MGIMO, NFI Kemgu, the physics teacher, MB LEU «Lyceum № 111», Novokuznetsk.

Kovalevskaya Natalia Vladimirovna, Kireeva Elena Vitalevna, educators of MB DOW «Kindergarten № 268», Novokuznetsk.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

THE FORMATION OF PROJECT-RESEARCH COMPETENCE IN CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE

Аннотация. В статье рассматриваются некоторые подходы к формированию проектно-исследовательской компетенции у детей старшего дошкольного возраста. Приводятся примеры проектно-исследовательских заданий, реализуемых авторами в МБ ДОУ «Детский сад № 268», г. Новокузнецк.

Annotation. This article discusses some approaches to the formation of research competence in children of preschool age. Examples of design and research tasks implemented by the authors in MB DOW «Kindergarten № 268», Novokuznetsk.

Ключевые слова: проект, исследование, компетенция, дошкольное учреждение, проектное задание, исследовательское задание, игровая деятельность, наблюдение.

Keywords: project, research, expertise, preschool, project assignment, research assignment, playing activity, watching.

 

Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие черты нормального детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Детская потребность в поиске обусловлена биологически. На сегодняшний день самым эффективным видом деятельности детей, который положительно влияет на развитие умственной активности и творческой самостоятельности, является проектно-исследовательская деятельность, которая позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний. Поэтому проектно-исследовательская деятельность занимает важное место в работе МДОУ «Детский сад № 268». Она стала интересным и увлекательным процессом, как для детей, так и для взрослых.

Проектно-исследовательская компетенция – это совокупность физических знаний в определенной области, знаний о структуре проектной и исследовательской деятельности, наличие проектных и исследовательских умений (решать проблемы на основе выдвижения и обоснования гипотез, ставить цель деятельности, планировать деятельность, осуществлять сбор и анализ необходимой информации, выполнять эксперимент, представлять результаты исследования), наличие способности применять эти знания и умения в конкретной деятельности [1; 2].

Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта. Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Вместе с тем в основе и метода проектов, и метода исследований лежат: развитие познавательных умений и навыков дошкольников; умение ориентироваться в информационном пространстве; умение самостоятельно конструировать свои знания; умение интегрировать знания из различных областей наук; умение критически мыслить. Оба метода всегда ориентированы на самостоятельную деятельность детей (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время.

Ввиду того, что проектно-исследовательская деятельность развивается поэтапно, педагоги детского сада вводят элементы проектной и исследовательской деятельности, начиная с младшего дошкольного возраста. В этом возрасте проектная деятельность формируется на подражательно-исполнительском уровне. Как показывает опыт работы, дети с желанием и интересом выполняют задания, предлагаемые взрослыми. Этот интерес обусловлен тем, что эти задания удовлетворяют потребностям ребенка, помогают реализовать себя в активной деятельности. Кроме того, ребенка увлекает сам процесс совместной деятельности со взрослыми [2; 3].

Уровень развития исследовательских способностей дошкольника обусловлен также и генотипом, и средой, в которой живет и развивается малыш.

Как же разглядеть и поддержать первые ростки детского исследовательского поведения уже в младшем дошкольном возрасте?

В первую очередь, это отсутствие искусственных ограничителей детской территории, многочисленных запретов: «туда не ходи», «там не ползай», «руками не трогай», «стой рядом, а то испачкаешься», невнимания к детским вопросам: «не говори глупости», «отстань», «не приставай», пренебрежительного отношения к детским выводам и умозаключениям. Внешнее, насильственное ограничение поисковой активности ребенка приводит к снижению потребности в исследовательском поиске. Во-вторых, это хорошо организованная предметно-развивающая среда в группе, стимулирующая ребенка к исследовательской деятельности. В третьих, работа с родителями, вовлечение их в образовательный процесс по формированию творческого проектно-исследовательского поиска.

Программа проектно-исследовательского обучения в детском саду должна включать три элемента: развитие у детей исследовательских умений и навыков; детскую исследовательскую практику; мониторинг исследовательской деятельности дошкольников.

Ребенка необходимо целенаправленно обучать, давать ему знания, развивать и совершенствовать необходимые в проектно-исследовательском поиске умения и навыки. В ходе тренинга развития исследовательских способностей дошкольников следует обучать специальным знаниям, умениям и навыкам исследовательского поиска. К ним относятся следующие знания, умения и навыки:  видеть проблемы; ставить вопросы; выдвигать гипотезы; наблюдать; проводить эксперименты; делать умозаключения и выводы; структурировать материал; объяснять, доказывать и защищать свои идеи [4].

Задачи эти трудные, но, будучи адаптированы к возрасту, они на практике решаются успешно. Дети работают с интересом и удовольствием.

Тематика и содержание проектов, исследований для детей старшего дошкольного возраста могут быть очень разнообразны.

Толчком к началу проекта может послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба. Чем больше ребенок задаст вопросов, тем лучше. Далее ребенок выдвигает различные предположения по поводу того, что они слышат, видят, чувствуют.

В процессе работы с детьми, для каждого ребенка используется свой уровень реализации проекта:

  1. Педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения, само решение предстояло найти ребенку.
  2. Педагог ставит проблему, но уже чтобы метод ее решения ребенок искал самостоятельно (на этом уровне допускался коллективный поиск).
  3. На высшем уровне постановки проблемы, поиск ее методов исследования и разработки решения осуществляется детьми самостоятельно.

В качестве примера рассмотрим некоторые задания проектно-исследовательского характера, реализуемы авторами.

  1. Как летают самолёты. Ребятам предлагается назвать реальные и сказочные летательные аппараты, описать их, сравнить их летательные качества. Затем ребятам предлагается изготовить несколько моделей самолётиков из бумаги и провести опыты с ними – позапускать их. Исходя из результатов опытов предлагается сравнить летательные способности моделей и попробовать связать их с конструкцией самолётиков.
  2. Удивительная вода. Используя стаканчики с водой, стаканчик с молоком, палочки или чайные ложки, соломинки для коктейля, песок, сахарный песок, кусочки льда, комочки снега, термос с горячей водой, стекло или зеркальце, акварельные краски ребятам предлагается исследовать свойства воды (вкус, цвет, запах, отсутствие формы, текучесть), получить воду в различных агрегатных состояниях, исследовать свойства льда, получит собственный цветной снег.
  3. Радужные цвета. Ребята вместе с воспитателем просматривают фрагменты познавательных фильмов о радуге, делятся впечатлениями об увиденной ими радуге, обсуждают, когда можно увидеть радугу, рассматривают картинки с изображением радуги, слушают фрагменты стихов, выполняют физминутку «Радуга», проводят конкурс рисунков «Моя радуга». Затем совместно с воспитателем выполняю два опыта по получению радужных цветов («”семи цветик” от фонарика» и «радуга на мыльном пузыре»).
  4. Мой город. Ребята вместе с воспитателем вспоминают, обсуждают и описывают достопримечательности родного города, делятся впечатлением от посещения знаковых мест Новокузнецка, проводят конкурс рисунков «Мой город», рассказывают о своей улице, доме. Затем ребятам предлагается при помощи строительного конструктора построить главную улицу города – улицу «Кирова» на отрезке – от «Универмага» до «Цирка». На проезжей части размещаются автомобили, по обе стороны высятся Драматический театр, перовая высотка, здание СибГИУ, СитиМолл, цирк и т.д. Здесь очень важна слаженная групповая работа.

Таким образом, проектно-исследовательская деятельность представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольников. В ходе проектно-исследовательской деятельности развиваются общие способности детей – познавательные, коммуникативные и регуляторные, дошкольники приобретают необходимые социальные навыки – они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не только собственными мотивами, сколько установленными нормами.

Проектно-исследовательская деятельность влияет и на содержание игровой деятельности детей – она становится более разнообразной, сложно структурированной, а сами дошкольники становятся интересны друг другу.

Список литературы

  1. Самойлов, Е. А. Компетентности ориентированное образование: социально-экономические, философские и психологические основания: Монография. [Текст] / Е. А. Самойлов. – Самара: Изд-во СГПУ, 2006. – 160 с.
  2. Осмоловская, И. Ключевые компетенции и отбор содержания образования. [Текст] / И. Осмоловская. – Народное образование. – 2006. – № 5. – C. 77–81.
  3. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно - ориентированной парадигмы образования. [Текст] / А. В. Хуторской. – Народное образование – 2003. № 2. – C. 58–64.
  4. Румбешта, Е. А. Элективный курс по подготовке к исследовательской деятельности. [Текст] / Е. А. Румбешта // Проблемы развивающего обучения физике в условиях предметной информационно-образовательной среды. Общеобразовательные учреждения, педагогический вуз: Докл. науч.-практич. конф. – М.: МГОУ, 2007. – C. 45–48.
PDF