МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАНИЯ МАТЕРИАЛА В ХОДЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИН В РАМКАХ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Раздел: Материалы II Международной очно-заочной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного физико-математического, информационного и технологического образования» (Новокузнецк, февраль 2018)

Журнал: Опыт реализации ФГОС нового поколения

22 марта 2018 г.

Авторы: Кривой Александр Владимирович , Бурлаченко Наталия Леонидовна , Кривая Елена Ильинична

УДК 371.041

А. В. Кривой, Н. Л. Бурлаченко, Е. И. Кривая

A. V. Crivoy, N. L. Burlachenko, Е. I. Crivaya

Кривой Александр Владимирович, аспирант БГИТУ, преподаватель БПФ ПГУ им. Т. Г. Шевченко, г. Бендеры.

Бурлаченко Наталия Леонидовна, старший преподаватель БПФ ПГУ им. Т. Г. Шевченко, г. Бендеры.

Кривая Елена Ильинична, учитель МОУ СОШ № 11, г. Бендеры.

Alexandr Vladimirovich Crivoi, graduate student BGITU, lecturer of BPF PGU im. T. G. Schevchenko, Bender.

Natalia Leonidovna Burlachenco, senior lecturer of BPF PGU im. T. G. Schevchenko, Bender.

Elena Ilinichna Crivaia, theacher of MOU SOCH № 11, Bender.

МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАНИЯ МАТЕРИАЛА В ХОДЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИН В РАМКАХ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

METHODS OF ACTIVATING THE KNOWLEDGE OF MATERIAL IN THE STUDY OF DISCIPLINES IN THE FRAMEWORK OF INDEPENDENT WORK

Аннотация. Статья посвящена проблеме активизации познания в рамках самостоятельной работы учащихся. Приводятся примеры форм самостоятельной подготовки учащихся для более глубокого изучения дисциплины и актуализации опорных знаний при аудиторных занятиях. Предлагаются варианты решения основных проблем при самостоятельной подготовке и достигаемые при их реализации цели.

Annotation. The article is devoted to the problem of activating cognition within the framework of independent work of students. Examples of forms of independent preparation of pupils are given, for deeper studying of discipline and actualization of basic knowledge at classroom lessons. The variants of solving the main problems in self-preparation and the goals achieved in their implementation are suggested.

Ключевые слова: самостоятельная работа, учебная деятельность, реферат, контроль, оценивание.

Keywords: independent work, educational activity, abstract, control, evaluation.

 

Система самостоятельных работ должна обеспечивать усвоение необходимых знаний и навыков и их проверку; отражать все основные понятия, предусмотренные программой; формировать приемы учебной работы; подводить учащихся к самостоятельному нахождению приемов; обеспечивать повторяемость одних и тех же вопросов в различных ситуациях.

Большую роль в развитии самостоятельного мышления ученика играет систематически проводимая и правильно организованная письменная самостоятельная работа.

По своему назначению самостоятельные работы можно разделить на два вида:

  • обучающие (цель – выяснить, насколько прочно усвоены основные понятия, как они связаны между собой, как учащиеся осознают иерархию этих понятий, выделяют их существенные и несущественные свойства);
  • контролирующие (цель – проверить умение учащихся применять на практике полученные знания).

В вузе существуют различные виды самостоятельной работы:

  • подготовка к семинарским занятиям, зачетам, экзаменам;
  • выполнение рефератов, индивидуальных заданий;
  • написание курсовых работ и проектов;
  • на заключительном этапе обучения выполнение дипломного проекта [1].

В современных условиях, когда студентам доступны готовые рефераты в электронном (Интернет, CD-диски) или печатном (различные сборники) виде, возникает вопрос о том, нужен ли реферат как форма самостоятельной учебной деятельности студентов или необходимо искать другие формы. Анализ методической литературы показывает, что реферат как форма самостоятельной учебной деятельности студентов в вузе представляет собой рассуждение на определенную тему на основе обзора литературы нескольких источников информации в целях доказательства или опровержения некоторой главной мысли (тезиса), в котором информация источников используется для аргументации, иллюстрации и т. д. Цель написания такого рассуждения – подготовить студентов к проведению собственного научного исследования и к правильному оформлению его описания в соответствии с требованиями.

Задача студентов по этому виду интеллектуальной деятельности заключается в следующем:

  1. находить научную литературу по теме реферата;
  2. работать с литературой, отбирая только ту информацию, которая соответствует теме реферата и помогает доказать тезисы;
  3. анализировать проблему, факты, явления;
  4. систематизировать и обобщать данные, делать выводы;
  5. оценивать теоретическое и практическое значение рассматриваемой в реферате проблемы;
  6. аргументировать свое мнение, оценки, выводы;
  7. выстраивать логику изложения;
  8. корректно указывать источник информации, автора излагаемой точки зрения;
  9. правильно оформлять научную работу (ссылки, литература, рисунки, таблицы).

Самостоятельность студента при написании реферата проявляется в выборе темы, ракурса рассмотрения темы, источников для раскрытия темы, тезиса, аргументов для его доказательства, конкретной информации из источников, способа группировки и обобщения информации, структуры изложения, а также в обосновании выбора темы, в оценке ее актуальности, практического и теоретического значения, в выводах. Такая форма самостоятельной работы, как реферат, позволяет студенту овладеть навыками и умениями написания научной работы [1]. Кроме того, в вузах существуют две общепринятые формы самостоятельной работы:

  • традиционная, т. е. собственно самостоятельная работа студентов, выполняемая самостоятельно в произвольном режиме времени в удобные для студента часы;
  • аудиторная самостоятельная работа под контролем преподавателя, у которого в ходе выполнения задания можно получить консультацию, так называемая консультативная самостоятельная работа.

Самостоятельная работа более эффективна, если она парная или в ней участвуют 3 человека, поскольку групповая работа усиливает фактор мотивации и взаимной интеллектуальной активности, повышает эффективность познавательной деятельности студентов благодаря взаимному контролю.

Самостоятельная работа способствует:

  • углублению и расширению знаний;
  • формированию интереса к познавательной деятельности;
  • овладению приемами процесса познания;
  • развитию познавательных способностей.

Таким образом, самостоятельная работа – это планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя для достижения конкретного результата.

По своей сути самостоятельная работа предполагает максимальную активность студентов в различных аспектах: организации умственного труда, поиске информации, стремлении сделать знания убеждениями. Психологические предпосылки развития самостоятельной работы студентов заключаются в их успехах в учебе, положительном к ней отношении, заинтересованности и увлеченности предметом, понимании того, что при правильной организации самостоятельной работы приобретаются навыки и опыт работы творческой деятельности.

Самостоятельная работа студентов предназначена не только для овладения каждой дисциплиной, но и для формирования навыков самостоятельной работы вообще, в учебной, научной, профессиональной деятельности, способности принимать на себя ответственность, самостоятельно решить проблему, находить конструктивные решения, выход из кризисной ситуации. Согласно новой образовательной парадигме, независимо от специализации и характера работы, любой начинающий специалист должен обладать фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности своего профиля, опытом творческой и исследовательской деятельности по решению новых проблем, опытом социально-оценочной деятельности.

Самостоятельная работа завершает задачи всех остальных видов учебной работы. Никакие знания, не подкрепленные самостоятельной деятельностью, не могут стать подлинным достоянием человека. Кроме того, самостоятельная работа имеет воспитательное значение: она формирует самостоятельность не только как совокупность умений и навыков, но и как черту характера, играющую существенную роль в структуре личности современного специалиста высшей квалификации.

Список литературы

  1. Тресин, К. К. Формирование навыков самообразования учащихся с помощью системы самостоятельных работ. [Текст] / К. К. Тресин. – М., 1980 г.
PDF