ПРОБЛЕМЫ ДОСТИЖЕНИЯ ЖИЗНЕННОЙ УСПЕШНОСТИ ВЫПУСКНИКА ДЕТСКОГО ДОМА В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСКЛЮЗИИ

Раздел: Научные исследования в педагогике

Журнал: Мониторинг успеваемости и качества знаний обучающихся

5 апреля 2011 г.

Авторы: Серова Наталья Анатольевна

Н. А. Серова

ПРОБЛЕМЫ ДОСТИЖЕНИЯ ЖИЗНЕННОЙ УСПЕШНОСТИ ВЫПУСКНИКА ДЕТСКОГО ДОМА В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСКЛЮЗИИ

Социальное сиротство - это тяжелая, неестественная ситуация, когда родители по разным причинам не воспитывают своих детей.

Данная проблема в настоящее время остается одной из наиболее острых в современном российском обществе. Несмотря на предпринимаемые государством усилия, она не только далека от решения, но и обостряется с каждым годом.

Статистические данные свидетельствуют, что в последние годы в России непрерывно увеличивается количество детей-сирот, насчитывающих сегодня значительно более одного миллиона, из которых только 200 тысяч находятся под опекой и попечительством, остальные воспитываются в детских сиротских учреждениях. Ежегодно более 15 тысяч воспитанников интернатов и детских домов начинают самостоятельную жизнь. При этом установлено, что эта группа молодежи является социально дезадаптированной. Именно это делает проблему социальной адаптации, интеграции в общество воспитанников детских домов особенно актуальной.

Опыт показывает, что выпускник детского интернатного учреждения выходит во взрослую жизнь совершенно неподготовленным, и, прежде всего, он не социализирован. Даже если у него были хорошие образовательные результаты (знания, умения, навыки учебной деятельности) во время школьного периода, это совершенно не означает, что он обладает необходимыми социальными, коммуникативными компетенциями, достаточно социально и профессионально адаптирован.

На кризис взросления накладываются проблемы, связанные с адаптацией к новым условиям жизни. Этот этап достаточно сложен для подростков из нормальных семей, с устойчивой психикой, не говоря уже о детях-сиротах. У них нет ни жизненного опыта, ни психологической, ни финансовой поддержки. Чаще всего такие дети переживают депрессивное состояние, они не уверены в себе, с одной стороны, не доверяют чужим, с другой - подвержены влиянию посторонних, лишь бы не быть аутсайдером.

Актуальность поиска новых теоретических подходов и практических решений к проблеме постинтернатной адаптации выпускников детских домов обусловлена рядом обстоятельств:

  1. переживаемый страной период, когда прежние ценностно-нравственные, жизненные и профессиональные ориентации во многом не соответствуют современной жизни, а новые еще не определяются, что приводит к растерянности выпускников при вступлении в самостоятельную жизнь;

  2. недостаточная подготовленность выпускников детских домов к жизни в социуме, недостаточная социальная адаптация к жизни в обществе;

  3. отсутствие экономических и правовых знаний у воспитанников детских домов, часто узко направленных на конкретные аспекты жизни и не учитывающих ее комплексный характер;

  4. расширение сети детских домов нередко приводит к привлечению неподготовленных кадров, которые, не пройдя специальной подготовки для работы с воспитанниками, лишенными семейного окружения, пытаются без должного организационного теоретического и методического обеспечения формировать экономические и правовые знания у воспитанников.

Формально все права ребенка в России защищены, однако, по данным Университета Российской академии образования, все эти льготы не помогают социальной адаптации воспитанников интернатов, а на практике показывают обратные результаты.

Один из признаков психологии современных людей - это их стремление к успеху.

Для достижения успеха в жизни очень важно понять три вещи: первое это то, что каждый человек своими мыслями, словами и поступками сам формирует свою жизнь, свой круг общения, свои цели и свое прошлое, настоящее и будущее. Второе это то, что каждый человек сам ответственен за свою судьбу и свои поступки. Третье - каждое событие в жизни само по себе нейтрально и неслучайно, но решающее значение для судьбы человека имеет его личное, субъективное отношение к происходящему, его оценка события, от которой зависит качество жизни и собственно судьба человека.
Стремление к успеху в жизни человека, лишенного родительской заботы, любви с раннего детства - особый процесс. Важно, чтобы у сироты был позитивный настрой на жизнь. И один из главных моментов успешности для сироты - это умение ладить с самим собой и своими эмоциями и знать, что это Рубикон, пути назад нет. Потому что если домашний ребенок захочет вернуться домой, он может это сделать и начать все с начала. Сироте начать с нуля куда труднее, чаще невозможно.

  «Все мы родом из детства» - эти слова знакомы каждому. Что они означают?
   Эти слова говорят о том, насколько значимое влияние на нашу жизнь оказывает та ситуация, в которой мы воспитывались, те отношения, которые были в семье между супругами, между родителями и детьми.

Ребенок-сирота лишен возможности воспитываться в благополучной полноценной семье, поэтому свой жизненный опыт он черпает изначально из неблагоприятной среды.

Наиболее подходящими в этом плане выступают детские дома семейного типа. Примером подобных учреждений является детский дом (по семейному типу) г.Осинники Кемеровской области, в основу модели которого положена структура, позволяющая ребенку приобретать индивидуальный социальный опыт в условиях «замещающей семьи». Детский дом официально декларируется как учреждение, призванное подготовить воспитанников к успешной самостоятельной жизни в современном обществе. И здесь каждый педагог должен, прежде всего, руководствоваться принципом: «Посеешь мысль - пожнешь поступок, посеешь поступок - пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу...».

За 16 лет существования нашего детского дома из его стен вышли 88 выпускников, судьбы которых, конечно, сложились по-разному, но с каждым из них поддерживается постоянная связь. Таким образом, мы имеем возможность отлеживать и анализировать результаты своей воспитательной деятельности. Ежегодно проводится мониторинг процесса постинтернатной адаптации выпускников, исходя из результатов которого выстраивается дальнейшая деятельность учреждения. Анализируя уровень успешности наших выпускников в системе социальных отношений, стоит отметить, что на сегодняшний день достаточно высокий уровень жизненной успешности (наличие образования, семьи, жилья, работы, благоприятного социального окружения, позитивное отношение к жизни) имеют более 60% выпускников. Создали свои семьи и состоят в браке 24% выпускников, проживают гражданским браком 32%, 31% выпускников воспитывают собственных детей. На сегодняшний день имеют или получают высшее образование 9% выпускников, трудоустроены 26%, но стоит учесть, что 40% всех выпускников еще продолжают обучаться в учреждениях начального и среднего профессионального образования. 2% выпускников в настоящее время проживают за пределами России (Германия), создали семьи, работают, поддерживают постоянную связь с педагогами детского дома. Одной из проблем наших выпускников была и остается обеспеченность собственным жильем. Сегодня только 68% выпускников имеют жилье, но и в этом случае многие вынуждены проживать в съемном жилье, у родственников жены/мужа, так как либо это жилье в свое время являлось закрепленным за воспитанником детского дома и находится в непригодном для проживания состоянии, либо на данной жилплощади проживают неблагополучные родственники детей, ведущие асоциальный образ жизни, либо эта жилплощадь выделена одновременно на 3- 6 детей, которые, естественно, достигнув совершеннолетия и создав собственные семьи, вместе проживать не могут. 12,5% наших выпускников имеют проблемы с законом, то есть судимы, отбывают наказания в местах лишения свободы либо уже освободились. Но данный факт нельзя считать низким показателем жизненной успешности наших детей, так как сегодня и выпускники общеобразовательных школ из вполне благополучных и полных семей зачастую не могут найти свое место в жизни, совершают преступления и попадают на скамью подсудимых. При этом эти дети, помимо здоровой генетики, имеют вполне благоприятное социальное окружение, благополучных родственников, готовых поддерживать их в жизни. Одной из серьезных проблем наших выпускников как раз и является отсутствие близкого человека, родственника, который был бы наставником, сумел бы оказать необходимую помощь и поддержку ребенку в трудной жизненной ситуации. Таким человеком, наставником зачастую для наших выпускников становится педагог детского дома, с которым выпускник продолжает общаться и поддерживать тесные взаимоотношения после выпуска из детского дома. Анализируя нынешнее социальное положение наших выпускников, мы наблюдаем следующую картину: ребенок выходит из детского дома, получает профессию, но не спешит трудоустраиваться (сегодня лишь 26% выпускников работают), а либо продолжают обучаться и получать вторую, третью профессию, оставаясь на полном государственном обеспечении (в 2010 году принят закон, обеспечивающий это право выпускникам детских домов даже после достижения ими 23-летнего возраста), либо встают на учет по безработице в Центр занятости населения и начинают получать пособия по безработице, которое сегодня составляет порядка 18 тысяч рублей в месяц(!). Есть ли гарантия, что после получения таких сумм в течение полугода человек захочет трудоустроиться по специальности на зарплату в 2-3 раза меньше суммы пособия?! Тем не менее положительных моментов в жизни наших выпускников немало, причем основные из них связаны с теми основами, которые были заложены в детском возрасте в период проживания их в детском доме: достаточно высокий уровень развития коммуникативных навыков и навыков ведения домашнего хозяйства, адекватная самооценка, умение противостоять жизненным трудностям, стремление иметь и воспитывать свои детей (среди наших выпускников, имеющих детей, никто от них не отказался), выпускники охотно идут выполнять свой воинский гражданский долг (36% юношей служат либо уже отслужили в армии), исключения составляют лишь случаи медицинских противопоказаний и продолжение обучения в образовательных учреждениях.

Исследование уровня жизненной успешности наших выпускников показало следующие результаты: 75% выпускников считают, что важные события их жизни - результат собственных действий, они чувствуют ответственность за то, как складывается их жизнь в целом (то есть, выпускники понимают, что для достижения успеха необходимо не только желание, но и конкретные действия); 83,4% считают, что всего хорошего в жизни они добились сами и что они смогут с успехом реализовать свои цели в будущем (стоит учесть, что были протестированы выпускники разных лет, то есть здесь имеет место и временной фактор и наличие завышенной самооценки у некоторых выпускников, которые вступили в самостоятельную жизнь сравнительно недавно); 54,2 % во всех своих неприятностях и ошибках обвиняют только самих себя; 45,8 % склонны приписывать ответственность за все неудачи другим людям или считать события результатом невезения; 62, 5 % считают себя ответственными за события, происходящие в их семейной жизни (то есть осознают серьезность и ценность семьи для человека); 58,3 % считают свои действия важным фактором организации собственной производственной деятельности, складывающихся отношений в трудовом коллективе, в продвижении по службе; 58,3% считают себя способными контролировать свои формальные и неформальные отношения с другими людьми, вызывать к себе уважение и симпатию (надо отметить, что уровень развития коммуникативных навыков у наших воспитанников, действительно, достаточно высок, благодаря особенностям воспитательного процесса, включающего в себя активное участие детей и педагогов в конкурсном движении, возможности расширять круг общения и кругозор в ходе различных поездок, участия в проектах, сотрудничества с благотворительным Детским фондом «Виктория» г.Москва и многое другое); 79% выпускников считают себя ответственными за свое здоровье (то есть организованная в детском доме работа по формированию навыков здорового образа жизни имеет положительные результаты); 91,7 % выпускников вполне адекватно оценивают свои действия и поступки. Результаты опроса выпускников по собственному отношению и оцениванию своей успешности в жизни (по 10-ти бальной шкале) выглядит следующим образом: состояние здоровья -7,5; душевное состояние - 7,2; семейные отношения - 6; финансовое положение - 6,5; творческая и профессиональная реализация - 6,3 . Таким образом, средний балл успешности составил 33,6 %. Учитывая то, что набор 30 баллов говорит о наличие серьезных жизненных проблем, над решением которых необходимо работать, из общего числа опрошенных выпускников 30 и менее баллов набрали 21%, от 30 до 40 баллов - 62,5%, более 40 баллов - 16,7%. Анализируя полученные данные, можно считать, что более половины (79,2%) наших выпускников (возраст колеблется от 18 до 30 лет) являются успешными в самостоятельной жизни, а это значит, что деятельность нашего детского дома, организация семейного воспитания имеют положительные результаты, способствующие успешной постинтернатной адаптации наших выпускников.

Таким образом, воспитательная система детского дома, организованного по семейному принципу, позволяет нашему педагогическому коллективу добиваться успешности наших выпускников в процессе постинтернатной адаптации.

В последнее время специалисты стали говорить о таком понятии, как социальная эксклюзия - ситуации, при которой ребенок или подросток отчуждается обществом и исключается из полноценного социального воздействия. Ситуация усугубляется переживаниями и восприятием ее воспитанниками как трудной жизненной ситуации, с которой они самостоятельно справиться не могут. Только грамотные совместные действия референтных лиц и воспитанников могут привести к изменению их положения, компенсировать отсутствие навыков социальной компетенции, необходимых в самостоятельной жизни, обеспечат адаптацию к труду. Ни один даже самый благополучный детский дом не в силах осуществлять специализированную квалифицированную поддержку своих выпускников после выхода их в самостоятельную жизнь, так как он просто напросто оказывается неспособным помочь всем и каждому, при этом выполняя свои основные функции по воспитанию детей-сирот. И если домашний ребенок, достигнув совершеннолетия, поступив учиться в образовательное учреждение, имеет постоянную надежную опору в жизни в лице своих родителей, родственников, готовых всегда помочь советом, конкретным действием в решении какой-либо жизненной проблемы, то выпускник детского дома, выйдя из стен своего учреждения, оказывается один на один со всеми жизненными проблемами и трудностями, и справиться с ними самостоятельно, без помощи взрослых людей, он не может. Решение данной проблемы - задача общегосударственная, которая требует серьезной законодательной базы, а также изменения отношения современного общества в целом к выпускникам детских домов.

PDF