ВНЕДРЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ДОСОК В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС ДЛЯ СОВМЕЩЕНИЯ ИНТЕРЕСОВ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И ШКОЛЬНИКОВ

Раздел: Материалы II Международной очно-заочной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного физико-математического, информационного и технологического образования» (Новокузнецк, февраль 2018)

Журнал: Применение информационно-коммуникационных технологий в современном образовании

26 апреля 2018 г.

Авторы: Кривой Александр Владимирович , Бурлаченко Наталия Леонидовна , Кривая Елена Ильинична

УДК 371.3:004

А. В. Кривой, Н. Л. Бурлаченко, Е. И. Кривая

A. V. Crivoy, N. L. Burlachenko, Е. I. Crivaya

Кривой Александр Владимирович, аспирант БГИТУ, преподаватель БПФ ПГУ им. Т. Г. Шевченко, г. Бендеры.

Бурлаченко Наталия Леонидовна, старший преподаватель БПФ ПГУ им. Т. Г. Шевченко, г. Бендеры.

Кривая Елена Ильинична, учитель МОУ СОШ № 11, г. Бендеры.

Alexandr Vladimirovich Crivoi, graduate student BGITU, lecturer of BPF PGU im. T. G. Schevchenko, Bender.

Natalia Leonidovna Burlachenco, senior lecturer of BPF PGU im. T. G. Schevchenko, Bender.

Elena Ilinichna Crivaia, theacher of MOU SOCH № 11, Bender.

ВНЕДРЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ДОСОК В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС ДЛЯ СОВМЕЩЕНИЯ ИНТЕРЕСОВ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И ШКОЛЬНИКОВ

THE INTRODUCTION OF ELECTRONIC BLACKBOARDS INTO A TRAINING PROCESS FOR THE COMBINATION OF INTERESTS OF TEACHERS AND SCHOOLCHILDREN

Аннотация. Статья посвящена применению интерактивных досок в качестве дополнительного материала для улучшения работы преподавателей и усвоения знаний учащимися. Приведены основные проблемы при использовании интерактивной доски и методы их решения. В статье приведены преимущества использования интерактивной доски для повышения квалификации преподавателя, а также развития творческих и познавательных способностей учащихся. Рассматриваются методики, которые направлены на развитие интеллектуальных способностей учащегося.

Annotation. The article is devoted to the use of interactive whiteboards as an additional material to improve the work of teachers and the learning of students. The main problems in the use of interactive whiteboards and methods for their solution are given. The article shows the advantages of using an interactive whiteboard to enhance the skills of the teacher, as well as the development of the creative and cognitive abilities of students. Methods are considered that are aimed at developing the student's intellectual abilities.

Ключевые слова: интерактивная и электронная доска, информационные и образовательные технологии, педагогическая практика.

Keywords: interactive and electronic board, information and educational technologies, teaching practice.

 

Сегодня общеобразовательная практика большинства развитых стран формируется с учетом следующих приоритетов: гуманизации, индивидуализации, интенсификации, профилизации и ранней специализации, реализация которых на практике предполагает трансформацию учебного процесса, его перевод на субъект-объектную основу [1].

Одним из важных средств повышения качества учебного процесса, успешного усвоения знаний детьми, формирования у них умений и навыков являются информационные средства обучения, которые позволяют не только реализовать принципы наглядности в обучении, но и деятельностный метод в обучении.

Использование информационных компьютерных технологий в учебном процессе связывают с возможностью перспективы развития сферы образования. Основным средством для совмещения интересов преподавателей и школьников, а также рациональным способом повышения эффективности обучения и самообучения служит, информатизация образования [1, 2].

Проблема использования современных образовательных технологий в процессе обучения с привлечением в педагогическую практику новых методов и средств, разработаны для практической помощи и поддержки рядовых педагогов. Будучи использованными в практике образования, они позволят существенно расширить спектр качеств, развиваемых у учащихся в ходе учебного процесса. Одним из таких средств обучения является интерактивная доска.

Электронная интерактивная доска – это панель, работающая в комплексе с компьютером и проектором [3].

Важно понять, что интерактивная доска – не волшебная палочка, которая сама решает все проблемы на уроке и делает занятия интересными и увлекательными. Также не стоит думать, что интерактивная доска должна использоваться на каждом уроке или на каждом этапе урока. Как и с любым другим ресурсом, наибольшего эффекта от использования интерактивной доски можно достичь только тогда, когда она используется соответственно поставленным на уроке задачам. Учителя должны грамотно овладеть программным обеспечением, идущим вместе с интерактивной доской, и использовать его потенциал при подготовке к уроку.

Применяя интерактивные доски в учебном процессе, преподаватели руководствуются следующими принципами: активности, наглядности, постепенности и систематичности знаний, упражнений и прочного овладения знания и навыками. Для осуществления наглядности необходимо использовать: реальные предметы и непосредственное наблюдение над ними, когда это невозможно, модели и копию предмета, картинки как изображение предмета или явления.

Интерактивные доски могут изменить преподавание и обучение в различных направлениях:

♦  Презентации, демонстрации и создание моделей. Использование необходимого программного обеспечения и ресурсов в сочетании с интерактивной доской может улучшить понимание новых идей.

Интерактивная доска – ценный инструмент для обучения всего класса. Это визуальный ресурс, который помогает преподавателям излагать новый материал очень живо и увлекательно. Она позволяет представить информацию с помощью различных мультимедийных ресурсов, преподаватели и учащиеся могут комментировать материал и изучать его максимально подробно. Она может упростить объяснение схем и помочь разобраться в сложной проблеме. Преподаватели могут использовать доску для того, чтобы сделать представление идей увлекательным и динамичным. Доски позволяют учащимся взаимодействовать с новым материалом, а также являются ценным инструментом для преподавателей при объяснении абстрактных идей и концепций. На доске можно легко изменять информацию или передвигать объекты, создавая новые связи.

♦  Активное вовлечение учащихся в учебный процесс. Исследования показали, что интерактивные доски, используя разнообразные динамичные ресурсы и улучшая мотивацию, делают занятия увлекательными и для преподавателей, и для учеников.

Правильная работа с интерактивной доской может помочь преподавателям проверить знания учащихся. Правильные вопросы для прояснения некоторых идей развивают дискуссию, позволяет ученикам лучше понять материал. Управляя обсуждением, преподаватель может подтолкнуть учащихся к работе в небольших группах. Интерактивная доска становится центром внимания для всего класса. А если все материалы подготовлены заранее и легкодоступны, она обеспечивает хороший темп урока.

♦  Улучшение темпа и течения урока. Работа с интерактивными досками предусматривает простое, но творческое использование материалов. Файлы или страницы можно подготовить заранее и привязать их к другим ресурсам, которые будут доступны на занятии.

Электронные доски позволяют интенсифицировать образовательный процесс, использовать методики, ориентированные на развитие интеллекта обучаемого, на самостоятельное извлечение и представление знания, на продуцирование информации, что проявляется в:

  • незамедлительной обратной связи между учеником, учителем и программным средством, с которым взаимодействует пользователь при помощи интерактивной доски;
  • наглядном представлении, на интерактивной доске объекта, его составных частей или моделей, представление графической интерпретации исследуемой закономерности изучаемого процесса;
  • компьютерное моделирование изучаемых или исследуемых объектов, их отношений, процессов, явлений как реально протекающих, так и «виртуальных»;
  • автоматизации процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроль результатов усвоения [4].

Используя электронные доски на уроках, преподаватели повышают уровень профессиональной культуры учащихся, снижают трудоемкость процесса контроля и консультирования, развивают плодотворное сотрудничество с учащимися. Так же педагоги имею возможность самореализации и самоутверждения, повысить у учащихся интерес к предмету.

Применение интерактивных досок на уроках дает возможность облегчить формирование у учащихся основных понятий по изучаемой теме, со школьниками можно провести эксперимент или лабораторную работу, выявить и развивать их способности, овладеть конкретными знаниями необходимыми для применения в практической деятельности.

Электронные интерактивные доски обогащают процесс подготовки к занятиям. Они просты в использовании, как для преподавателей, так и для учащихся, поэтому время от установки доски до начала использования ее возможностей предельно мало. Побуждают учителей включать в разрабатываемые уроки разнообразные электронные материалы. Преподаватели делают это с энтузиазмом, наблюдая рост отметок и прилежания учеников при работе с интерактивными досками.

Учителя могут сохранять сделанные на уроке комментарии для использования их в других классах или в следующем учебном году. Интерактивная доска позволяет с легкостью создавать коллекцию образовательных материалов, которые можно постоянно обновлять и которые оживляют уроки, делая их интерактивными. [5]

Таким образом, интерактивное обучение как форма образовательного процесса действительно способно стать тем фактором, который оптимизирует сущность и структуру педагогических взаимодействий. Следует понимать, что альтернативы информационным технологиям нет. Технологии могут не работать, если ими не хотят или не умеют пользоваться, или пользуются не с теми целями, ради которых они созданы. Технологии эффективно работают для тех, кто хочет, чтобы им помогли. Совершенно очевидно, что использование интерактивных технологий в образовании имеет ряд преимуществ, которые делают их использование максимально востребованными.

Список литературы

  1. Акпаева, А. Б. Методика формирования математических понятий у младших школьников [Текст] / А. Б. Акпаева, Автореф. дис. канд. пед. наук. – Алматы, 2000. – 26 с.
  2. Витиска, Н. И. Исследование интеллектуальной системы для совмещения интересов преподавателей и студентов при реализации профессионального образования [Текст] / Н. И. Витиска, Ф. И. Шабанова // Журнал «Информационная связь». – 2011. – № 3. – С. 72–76.
  3. Кабулова, Г. С. Использование интерактивной доски на уроках в начальной школе [Текст] / Г. С. Кабулова, И. И. Ефимова, С. В. Тороян // Школьные технологии. – 2011. – № 9. – С. 11-18.
  4. Каримова, Я. Г. Инновационные методы преподавания с использованием Интерактивной доски и флипчартов как средств мотивации учащихся [Текст] / Я. Г. Каримова // Творческая педагогика. – 2011. – № 3. – С. 94–99.
  5. Соловьева, А. Р. Интерактивность в условиях системного подхода к обучению как дидактическое средство достижения его целей [Текст] / А. Р. Соловьева, Автореф. дис. канд. пед. наук. – Астана, 2008. – 26 с.
PDF