ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЕ ДИСТАНТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

Раздел: Материалы II Международной очно-заочной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного физико-математического, информационного и технологического образования» (Новокузнецк, февраль 2018)

Журнал: Опыт реализации ФГОС нового поколения

22 марта 2018 г.

Авторы: Васильев Алексей Алексеевич , Тимченко Илья Иванович

УДК 378.147

И. И. Тимченко, А. А. Васильев

I. I. Timchenko, A. A. Vasiliev

Тимченко Илья Иванович, канд. пед. наук, доцент, декан ФМиТЭФ НФИ КемГУ, г. Новокузнецк.

Васильев Алексей Алексеевич, старший преподаватель кафедры МФиМО, НФИ КемГУ, учитель физики, МБ НОУ «Лицей №111», г. Новокузнецк.

Timchenko Ilya Ivanovich, Cand. PED. Sciences, associate Professor, Dean Femit NFI Kemgu, Novokuznetsk.

Vasiliev Alexey Alekseevich, senior lecturer in MGIMO, NFI Kemgu, the physics teacher, MB LEU «Lyceum № 111», Novokuznetsk.

ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЕ ДИСТАНТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

THE APPLICATION OF DISTANT EDUCATION IN THE PROCESS OF PREPARATION OF FUTURE TEACHERS

Аннотация. В статье анализируются роль и место дистантного образования в системе подготовки будущих учителей.

Annotation. The article analyzes the role and place of distant education in the training of future teachers.

Ключевые слова: дистантное обучение, дистантное образование, подготовка будущих учителей.

Key words: distant learning, distant education, training of future teachers distant learning, distant education, training of future teachers.

 

Дистантное образование и дистантное обучение в настоящее время вполне оправданно получили широкое распространение в самых различных областях подготовки. «Дистанционное обучение (ДО) – взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность» [1].

Высокая мобильность, доступность, постоянное снижение затрат на организацию процесса, возможность индивидуально регулировать процесс получения информации – являются большими плюсами. Однако, при подготовке будущих учителей, как правило, проявляются определенные особенности образовательного процесса, которые необходимо учитывать в рамках используемого дистантного образования. Прежде всего, становится весьма актуальной проблема формирования и развития коммуникабельности будущего учителя. Обычный, традиционный способ проведения лекционных, семинарских и, особенно, практических занятий призван обеспечивать определенный уровень общения преподавателя и студента.

Формирование коммуникабельности учителя является существенной составной частью его подготовки. Причем коммуникабельность следует отнести не только к основным качествам личности учителя, но и к основным его профессиональным качествам. Профессиональная подготовка учителя именно в этой области зачастую является залогом его успешной деятельности.

На наш взгляд, наиболее распространенным в данном плане выступает педагогический прием «делай как я» и на сознательном и подсознательном уровне у учащихся доминирует либо позитивное влияние, которое оказывает на них учитель, либо негативное влияние, если сам учитель не владеет основами и правилами общения, или, что бывает достаточно часто, сам не испытывает затруднений в этой области деятельности, но не может в силу недостаточной подготовки эффективно реализовать данный аспект у учащихся.

Еще очень важно то, что в процессе этого общения с преподавателем студенты явным и неявным образом усваивают методическую специфику предмета, особенности поведения будущего учителя с учащимися. Особенно ярко это проявляется в ходе подготовки будущих учителей математики, физики, информатики, технологии. Каждая из этих профессий имеет свою, определенную специфику, которая предполагает непосредственное вовлечение студентов в активный образовательный процесс. Например, деятельность учителя физики, информатики, технологии в образовательном процессе весьма специфична и требует от будущего учителя не только теоретических знаний, но и некоторых практических навыков профессионального поведения. На уроках физики специфика проявляется при использовании физического оборудования, при проведении демонстрационных опытов, различных лабораторных работ; на уроках технологии речь идет о различных станках, инструментах, различных технологических приемах; специфика уроков информатики проявляется в управлении работой учащимися за компьютерами.

Дистантное же образование предполагает высокую степень самостоятельности студентов, но не раскрывает методических особенностей профессиональной подготовки.

Еще одной проблемой внедрения дистантного обучения в процесс подготовки будущих учителей является проблема формирования индивидуальной педагогической технологии конкретного будущего специалиста.

Под индивидуальной педагогической технологией мы понимаем набор методов, способов, приемов обучения, выбранный учителем, для достаточно эффективной реализации образовательного процесса.

Применение дистантного образования существенно сужает рамки вариативности ситуаций и уменьшает возможности студентов для практического ознакомления с возможными вариантами их практической деятельности в будущем.

Резюмируя все выше сказанное, позволим себе утверждать, что в процессе подготовки будущего учителя дистантное образование целесообразно использовать при изучении только некоторых фундаментальных дисциплин, в том числе и общеобразовательных.

Список литературы

  1. Теория и практика дистанционного обучения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева; Под ред. Е. С. Полат // М. : Издательский центр «Академия», 2004. – 416 с. – стр. 17.
PDF