СТРУКТУРНЫЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ БАРЬЕРОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Раздел: Профессиональное образование и технологическое обучение в РФ и за рубежом

Журнал: Материалы XII Международной научно-практической конференции

31 мая 2018 г.

Авторы: Тимошенко Александр Иванович , Дорофеева М. С.

УДК 377.5

А. И. Тимошенко, М. С. Дорофеева

A. I. Timoshenko M. S. Dorofeeva

Тимошенко Александр Иванович, доктор педагогических наук, профессор, Дорофеева Маргарита Сергеевна, аспирант, Педагогический институт, Иркутский государственный университет, г. Иркутск, Россия.

Timoshenko Alexander Ivanovich, Doctor of Education, Professor, Dorofeeva Margarita Sergeevna, Postgraduate student, Irkutsk State University, Pedagogical Institute, Irkutsk, Russia.

СТРУКТУРНЫЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ БАРЬЕРОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

STRUCTURAL FUNCTIONAL COMPONENTS OF COGNITIVE BARRIERS IN EDUCATIONAL PROCESS IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF VOCATIONAL EDUCATION

Аннотация. В статье рассматриваются познавательные барьеры, используемые в организации образовательного процесса в учебных заведениях среднего профессионального образования. Представлены проблемы возникновения различного рода затруднений у обучающихся в учебно-познавательной деятельности.

Abstract. The article examines cognitive barriers using in organization of educational process in educational institutions of vocational education. The problems of beginning by different kinds of difficulties by students in educational process are presented.

Ключевые слова: познавательные барьеры, среднее профессиональное образование, студенты.

Keywords: cognitive barriers, vocational education, students.

 

Специфика современного Российского образования связана, прежде всего, со сменой идеологических ориентиров российского общества. Такая смена привела к изменениям и в профессиональном образовании, которое в настоящее время претерпевает изменение. Прежде всего это связано с тем, что подготовка студентов проходит в ущерб общекультурному развитию, просматривается низкий уровень профессиональной мотивации и ответственности, не высокий уровень подготовки.

Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования предъявляется к выпускнику следующие требования:

  • профессиональная компетентность (обладание совокупностью профессиональных знаний и опыта (компетенций), а также положительного отношения к работе, требуемые для эффективного выполнения рабочих обязанностей в определенной области деятельности);
  • коммуникационная готовность (готовность студента к взаимодействию, общению и передаче информации);
  • умение походить творчески к решению профессиональных задач, ориентироваться в нестандартных ситуациях, анализировать проблемы, ситуации, задачи, а также реализовывать планы и выполнять их;
  • владеть современными информационными технологиями с целью реализации их в профессиональной деятельности.

Итогом обучения становятся общие и профессиональные компетенции выпускника колледжа или техникума, обеспечивающие ему успешную деятельность в избранной сфере активности по окончанию учреждения. На сегодняшний день многих интересует вопрос: почему снижается успеваемость студентов по тому или иному предмету? Влияет ли то, что обучающийся не понимает учебный материал? Для ответа на данные вопросы необходимо выявить, какие познавательные барьеры возникают у студентов при изучении предмета.

Познавательные барьеры – ситуация абсолютно естественная, и никто еще не смог сконструировать такой метод обучения, который позволял бы избежать познавательных барьеров, да стремится к этому абсолютно бессмысленно. Более того, барьеры в учебном познании необходимы.

В современном среднем профессиональном образовании в настоящее время целью обучения является не быстрое «наполнение» студента определенного объема знаниями. Так как они быстро устаревают, а обучающийся вместе со знаниями должен усваивать и методы их получения, с тем чтобы, пользуясь ими, осуществлять самостоятельный поиск решения проблем, которые предполагает ему сначала образовательная программа в колледже, а затем и профессиональное сообщество, в котором он собирается реализовать себя. Отсюда следует, что низкий уровень усвоения материала вызван многочисленными затруднениями, которые вызваны попытками обучаемого усвоить научные знания, оставаясь в пределах обыденного сознания [4]. При этом принципиальным является факт того, что воспроизведение типичных заблуждений, ложных заключений в познавательной деятельности. Широкая распространённость и устойчивость подобной картины учебной деятельности позволяет выделять указанные особенности психики у обучающихся в отдельный класс, названный познавательными барьерами. Поэтому представляется необходимым их учет путем корректировки соответствующих методик обучения.

Открывается возможность выявления таких барьеров, внутренние механизмы которых формируют типичные ошибки, трудности и недоразумения в системе знаний студентов. Педагог самостоятельно может разрабатывать систему предупреждения и своевременной корректировке учебных затруднений.

Столь значительная роль барьеров в развитии мышления и эвристической познавательной деятельности привлекает внимание со стороны педагогики.

Анализ педагогической литературы показал, что в исследованиях отечественных и зарубежных авторов уделяется достаточно большое внимание изучением проблем обучающихся в учебной деятельности, возникновению различного рода трудностей и затруднений (В. В. Давыдов, Л. В. Занков, И. А. Зимняя, А. Н. Леонтьев, А. М. Матюшкин, Н. Ф. Талызина, Г. И. Щукина, В. А. Якунин и др.), а также (Ф. Дольто, М. Кляйн, А. Фрейд, Дж. Холт и др.). Однако собственно познавательным барьерам как неотъемлемой части учебной деятельности посвящено несколько обобщающих работ педагогического плана (С. И. Высоцкая, А. В. Коржуев, А. И. Пилипенко).

Познавательные барьеры можно определить как возникающие по различным причинам в процессе учебной деятельности барьеры в понимании, осознанном усвоении, воспроизведении и продуктивном использовании различных фрагментов учебного материала, сущностных связей и отношений зависимости между изучаемым объектами, явлениями и фрагментами описывающего их знания: законами, частными закономерностями [3].

Вместе с тем усвоение компетенций приводит закреплению известных действий, овладению новыми действиями, которые опосредуют становление общих способностей и способов поведения студента. Знания, таким образом, не просто передаются, а добываются в процессе собственной деятельности обучающегося. При этом важно, чтобы деятельность обучающихся осуществлялась в форме сотрудничества, как с педагогом, так и со сверстниками, способствовала реализации возможностей каждого, в которой студент имеет базу для дальнейшего продвижения и развития [1].

Анализ и обобщение психолого-педагогической литературы, посвященный изучению понятия «познавательные барьеры», позволяет нам рассматривать их как неверные или искаженные знания обучающихся, которые противоречат уровню имеющихся у него компетенций и уровнем предъявляемой ему образовательной задачи [2]. Таким образом, вопрос о том, что такое познавательные барьеры и как их преодолевать, актуален для среднего профессионального образования, так как требующий исследования, как на уровне конкретных методик, так и в общепедагогическом аспекте.

Список литературы

  1. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский. – М.: АСТ, Астрель, Хранитель, 2008. – 671 с.
  2. Зимней, И. А., Педагогическая психология. Учебник для вузов. [Текст] / И. А. Зимней. Изд. второе, доп., испр. и перераб. – М.: Логос, 2000. – 384 с.
  3. Коржуев, А. В. Теория и практика высшего профессионального образования: учебное пособие. [Текст] / А. В. Коржуев, В. А. Попков, В. А. Садовничий. – М.: Академический Проект, 2004. – 432 с.
  4. Матюшкин, А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. [Текст] / А. М. Матюшкин. – М.: Изд-во Директмедиа Паблишинг, 2008. – 392 с.
PDF