ИКТ – НЕОБХОДИМАЯ РЕАЛЬНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО

Раздел: Профессиональное образование и технологическое обучение в РФ и за рубежом

Журнал: Материалы XII Международной научно-практической конференции

31 мая 2018 г.

Авторы: Бобохина Н. А. , Соколова Е. М. , Панина Т. Г.

УДК 373.21:004.5

Е. М. Соколова, Н. А. Бобохина, Т. Г. Панина

E. M. Sokolova, N. A. Bobokhina, T. G. Panina

Соколова Елена Михайловна, заведующий, Бобохина Наталья Александровна, старший воспитатель, Панина Татьяна Геннадьевна, воспитатель, МБ ДОУ «Детский сад № 251», г. Новокузнецк, Россия.

Sokolova Elena Mikhailovna, manager, Bobokhina Natalia Alexandrovna, Senior Teacher, Panina Tatiana Gennadievna, educator, MBDOU «Kindergarten № 251», Novokuznetsk, Russia.

ИКТ – НЕОБХОДИМАЯ РЕАЛЬНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО

ICT IS A NECESSARY REALITY IN THE CONDITIONS OF INTRODUCTION OF FGOS TO

Аннотация. В статье раскрыты вопросы обновления и повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса в дошкольной образовательной организации посредством информационно-коммуникационных технологий.

Abstract. The article covers the upgrade and increase of efficiency of educational process in preschool educational organizations through information and communication technologies.

Ключевые слова: технология, информационная образовательная среда, информатизация.

Keywords: technology, information educational environment, Informatization.

 

В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование является одним из уровней общего образования. Поэтому информатизация детского сада стала необходимой реальностью современного общества. Компьютеризация школьного образования имеет довольно длительную историю (около 20 лет), но в детском саду такого распространения компьютера еще не наблюдается [2, с. 15]. При этом невозможно представить работу педагога (педагога ДОУ в том числе) без использования информационных ресурсов. Использование ИКТ дает возможность обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.

Современный воспитатель должен не только обладать знаниями в области ИКТ, но и быть специалистом по их применению в своей профессиональной деятельности. Понятие «технология» имеет греческие корни и в переводе означает науку, совокупность методов и приемов обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов, изделий и преобразования их в предметы потребления. Современное понимание этого слова включает и применение научных и инженерных знаний для решения практических задач. В таком случае информационными и телекоммуникационными технологиями можно считать такие технологии, которые направлены на обработку и преобразование информации [3, с. 56].

Основным средством ИКТ для информационной среды системы дошкольного образования является персональный компьютер, возможности которого определяются установленным на нем программным обеспечением. Основными категориями программных средств являются системные программы, прикладные программы и инструментальные средства для разработки программного обеспечения. К системным программам, в первую очередь, относятся операционные системы, обеспечивающие взаимодействие всех других программ с оборудованием и взаимодействие пользователя персонального компьютера с программами. В эту категорию также включают служебные или сервисные программы. К прикладным программам относят программное обеспечение, которое является инструментарием информационных технологий [3, с. 42].

Основные задачи данных технологий:

  • возможность организации процесса познания, поддерживающего деятельностный подход к образовательному процессу;
  • индивидуализация образовательного процесса при сохранении его целостности;
  • создание эффективной системы управления информационно-методическим обеспечением образования.

Ключевыми направлениями процесса информатизации дошкольных образовательных организаций являются:

         1.   Организационное:

  • модернизация методической службы;
  • совершенствование материально-технической базы;
  • создание информационной образовательной среды.

         2.   Педагогическое:

  • повышение ИКТ – компетентности педагогов ДОУ;
  • внедрение ИКТ в образовательное пространство.

Области применения ИКТ педагогами дошкольных образовательных организаций

         1.   Ведение документации.

  • календарное и перспективное планирование;
  • материалы для оформления родительского уголка;
  • мониторинговые исследования;
  • электронное портфолио.

         2.   Методическая работа, повышение квалификации педагога.

  • использование электронных ресурсов;
  • изучение новых методик;
  • подбор наглядных пособий к непосредственно образовательной деятельности;
  • дистанционное прохождение курсов повышения квалификации;
  • участие в различных педагогических проектах, дистанционных конкурсах, викторинах, олимпиадах;

         3.   Воспитательно-образовательный процесс.

Воспитательно-образовательный процесс включает в себя:

  • организацию непосредственной образовательной деятельности воспитанника;
  • организацию совместной развивающей деятельности педагога и детей;
  • реализацию проектов;
  • создание развивающей среды (игр, пособий, дидактических материалов);
  • проведение НОД с мультимедийной поддержкой;
  • применение компьютерных слайдовых презентаций;
  • использование компьютерных презентационных слайд-фильмов [1, с. 34];
  • введение разных видов обучающих программ для детей дошкольного возраста: игры для развития памяти, воображения, мышления, «говорящие» словари иностранных языков с хорошей анимацией, АРТ-студии, простейшие графические редакторы с библиотеками рисунков, игры-путешествия, простейшие программы по обучение чтению, математике [4, с. 28].

Таким образом, информатизация образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательного, образовательного и коррекционного процессов. В последнее время информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – хороший помощник педагогам в организации воспитательно-образовательной и коррекционной работы. В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в дошкольном детстве – умение самостоятельно приобретать новые знания.

Использование информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.

Список литературы

  1. Калинина, Т. В. Новые информационные технологии в дошкольном детстве [Текст] / Т. В. Калинина // Управление ДОУ, № 6, 2008. – С. 32-38.
  2. Ксензова, Г. Ю. Перспективные школьные технологии: учебно-методическое пособие. [Текст] / Г. Ю. Ксензова – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 224 с.
  3. Моторин, В. Воспитательные возможности компьютерных игр [Текст] / В. Моторин // Дошкольное воспитание, № 11, 2000. – С. 53-57.
  4. Новоселова, С. Л. Компьютерный мир дошкольника. [Текст] / С. Л. Новоселова. – М.: Новая школа, 1997. – 128 с.
PDF