ОСОБЕННОСТИ ПРОФОРИЕНТАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Раздел: Профессиональное образование и технологическое обучение в РФ и за рубежом

Журнал: Материалы XII Международной научно-практической конференции

31 мая 2018 г.

Авторы: Мышекоп Т. В. , Бондарева Алёна Борисовна

УДК 371

Т. В. Мышекоп, А. Б. Бондарева

T. V. Myshekop, A. B. Bondareva

Мышекоп Татьяна Вадимовна, Бондарева Алёна Борисовна, учителя МБОУ «СОШ № 41», г. Новокузнецк, Россия.

Myshekop Tatyana Vadimovna, Bondareva Alena Borisovna, teacher School № 41, Novokuznetsk, Russia.

ОСОБЕННОСТИ ПРОФОРИЕНТАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

FEATURES OF CAREER GUIDANCE IN THE MODERN SCHOOL

Аннотация. Статья посвящена особенностям профориентации в современной школе; анализируется профориентационный опыт прошлых лет, рассматриваются сложности профориентации настоящего времени, знакомство с профессиями в предметной области «Технология» по ФГОС, анализируется трудовая деятельность детей.

Abstract. The article is devoted to the peculiarities of vocational guidance in a modern school, the vocational guidance experience of past years is analyzed, The difficulties of professional orientation of the present time are considered, acquaintance with the professions in the subject area "Technology" by GEF, the labor activity of children is analyzed.

Ключевые слова: профориентация школьников, трудовая деятельность детей, тесты по профориентации.

Keywords: vocational guidance of schoolchildren, work activity of children, tests on vocational guidance.

 

Подготовка школьников к осознанному выбору профессии в первую очередь осуществляется в школе. Это связано с тем, что обучающиеся проводят большую часть времени в образовательном учреждении. Они не только знакомятся с предметом, но и углубляются в него. Именно от учителя, на наш взгляд, зависит мотивация ученика на дальнейшую трудовую деятельность. Как правило, именно на педагога возлагается ответственность за оказания помощи подрастающему поколению в выборе профессии с учетом интересов и склонностей к определенному виду деятельности, индивидуальных особенностей и потребностей общества в кадрах. Школьники нуждаются в знаниях о профессиях вообще и о выбираемой профессии в частности. Интерес ребят должен перерасти в склонность и увлеченность, – вот в чём основная идея профориентации.

Школа помогает ребятам выявить те или иные способности и склонности, которые влияют на выбор профессии. Человек с гораздо большим удовольствием занимается любимым делом и той работой, к которой «душа лежит». Его можно обучить любой профессии, которую он не любит, но производительность труда будет самой низкой.

Одним из основных условий успешной карьеры является правильный выбор профессии. Во-первых, нужно правильно определить свои профессиональные склонности. В этом могут помочь профориентационные тесты. Во-вторых, следует правильно оценить свои реальные способности и уровень притязаний, чтобы не ставить завышенных или заниженных целей карьеры. В-третьих, нужно учесть конъюнктуру рынка труда и её ожидаемые изменения, в том числе региональные особенности. В - четвертых, нужно исходить из реальных возможностей получения образования [1].

В 70-80-е годы, в Новокузнецке профориентация организовалась следующим образом: уроки труда (технологии) для всех учеников района проводились на территории учебно-производственного комбината (УПК) в типовом здании школы с расположенными на первом и втором этажах многочисленными мастерскими. Девяти- и десятиклассники из разных школ района по определённым дням раз в неделю приходили в УПК и в течение нескольких учебных часов занимались теорией и практикой выбранной на эти два года специальности. Они выбирали из того, что им предлагали – ограниченный выбор. Девочкам и мальчикам можно было познакомиться с профессиями продавца промышленных и продовольственных товаров, повара, слесаря по ремонту металлургического оборудования и электросварщика, шофера, парикмахера, швеи… Ученики не только один день в неделю слушали лекции преподавателей-профессионалов, но и учились практическому применению полученных знаний в школьных мастерских: проводили свою первую сварку под руководством опытного мастера, кроили одежду, готовили блюда, делали причёски, учили правила дорожного движения и управления автомобилем. После девятого класса все обучающиеся проходили обязательную практику в ЦРМО КМК и других предприятиях, в магазинах, столовых и швейных мастерских, учились водить и ремонтировать машину. Выданные УПК «корочки» - свидетельства о начальном овладении профессией, давали вчерашнему десятикласснику смело продолжать учебу по специальности в техникумах и институтах. Многие ребята находили себя в полученной на школьной скамье профессии, те же, что выбрали другой путь, всё равно получали практические навыки, определённый опыт и в профессии, и в общении с людьми. К сожалению, этот опыт работы ушёл в прошлое.

Наступило новое время, в которое школа стала ориентировать учеников на учёбу в высших учебных заведениях. Поступление в вуз являлось показателем ее успешной работы. Такое профориентационное направление совпадало с желанием родителей, которые хотели видеть своих детей с высшим образованием. Родители хотели, чтобы профессия обеспечила хорошее положение в обществе для их детей, высокий социальный статус. Бытовало мнение, что начальное и среднее профессиональное образование – это путь в атмосферу тяжелого физического малооплачиваемого труда. Поэтому профориентационная работа велась очень слаженно, а главной проблемой оставалось только выбрать вуз. Чаще всего выбирали из тех, которые находились непосредственно в городе, где проживал ученик.

На данный момент ситуация кардинально поменялась. Число учеников, которые уходят после 9-го класса в техникумы и училища, увеличилось втрое. Сложности учеников со сдачей ОГЭ, низкие заработки родителей, снижение числа бюджетных мест в вузах – вот те причины, по которым учащиеся предпочитают техникумы. Теперь именно школе в тесном союзе с многочисленными техникумами важно правильно организовать профоринтационную работу среди обучающихся.

Современные школьники осознанно не выбирают профессии, связанные с физическим трудом. Их привлекают «лёгкие» профессии, в которых не нужно выполнять тяжёлую физическую работу. А потому более-менее благополучные выпускники спешат в вуз. Жизнь показывает, что не все ребята, окончившие школу и поступившие в университеты, могут завершить образование. Чаще бывает, что, разочаровавшись в избранной профессии или не справившись с требованиями высшей школы, молодые люди оказываются у «разбитого корыта». Поиск лёгких денег может довести их до преступления. Чтобы такого не случалось, именно учителя среднего звена, в том числе учителя технологии, должны задумываться о том, как привить ученикам любовь к труду, заинтересовать их профессией, научить относиться к работе с любовью.

Что для этого нужно? В первую очередь, хорошее оборудование кабинета технологии, любовь учителя к своему делу и желание заинтересовать учеников своим предметом.

Например, в настоящее время на рынке наблюдается острый дефицит квалифицированных рабочих различных специальностей [2]. Физический труд стал менее тяжелым, благодаря компьютеризации труда. Всем известно, как востребованы плотники, столяры, швеи, мастера по работе с кожей – настоящие мастера своего дела.

В каждом предмете свои особенности. Есть такие и в предметной области «Технология». По ФГОС с 5 класса программой предусмотрено ознакомление учеников с разнообразными профессиями. В каждом из изучаемых разделов дана информация о профессии (вязальщица, дизайнер, цветовод, садовод и др.). На профориентационных уроках учитель технологии проводит тесты на выявление профессионального интереса ученика, знакомит обучающихся с тематическими играми, учит составлять кроссворды и сканворды по определенной профессии.

По мере взросления учеников меняются профориентационные методы [3]. Начиная с 8 класса, ученики готовят сообщения о разных специальностях и учреждениях, в которых можно им обучиться. Педагог внимательно следит за выступлениями учащихся и дополняет их сведениями о проходном балле, о вступительных испытаниях, вносит коррективы. В старших классах профориентационную работу проводят классные руководители.

Наряду с профориентацией во время учебной деятельности учащиеся и родители могут получить информацию из интернета. Есть такая онлайн-школа «Фоксфорд» [4]. Психологи и преподаватели этой школы разработали онлайн-тест для определения профессии будущего. Не все эти профессии уже существуют, но когда они появятся, дети уже будут готовы освоить их.

В г. Новокузнецке на базе МБОУ ДО «Городской Дворец детского (юношеского) творчества им. Н. К. Крупской» и СибГИУ проводятся занятия по профориентации. Учащиеся разных школ города проходят там профпробы: общаются с психологом, заполняют анкету самоанализа, «Карты интересов», опросник «Профиль», «Определение уровня внутренней свободы», «Методика ДДО» (дифференциально – диагностический опросник Е. А. Климова), ориентационную анкету «Я могу, Я хочу», «Художник или мыслитель».

Завершающим этапом в работе является внесение всех полученных результатов в специальную программу, которая выводит результат, в каком направлении двигаться дальше, какая профессия больше всего подходит. Дети и родители очень довольны результатом.

Мы видим, что для организации профориентации в современной школе можно заимствовать опыт прошлых лет, а современные методы ведения профориентационной работы позволяют нам расширить кругозор школьников и направить их на осознанный выбор профессии. На плечи учителя технологии ложится большая ответственность за подготовку учеников к этому серьезному действию.

Список литературы

  1. Понятие и сущность профориентационной работы в образовательном учреждении [Электронный ресурс] – Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-i-suschnost-proforientatsionnoy-raboty-v-obrazovatelnom-uchrezhdenii (дата обращения 07.02.18)
  2. Востребованные профессии 2020 [Электронный ресурс] – Режим доступа : http://www.proprof.ru/stati/careera/vybor-professii/statistika-i-reytingi/vostrebovannye-professii-2020-spisok (дата обращения 08.02.18)
  3. Основные методы профориентации [Электронный ресурс] – Режим доступа : https://studme.org/188004135336/psihologiya/osnovnye_metody_proforientatsii (дата обращения 10.02.18)
  4. Онлайн – школа «Фоксфорд» [Электронный ресурс] – Режим доступа : https://foxford.ru/teacher-dashboard (дата обращения 08.09.17)
PDF