УЧЕБНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Раздел: Учебный видеофильм. Учебная презентация

Журнал: Мультимедийные технологии в обучении

15 февраля 2012 г.

Авторы: Сидельникова Наталия Владимировна

Н. В. Сидельникова

УЧЕБНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ

        В начале XXI века современную жизнь довольно сложно представить без использования информационных технологий. Это вполне справедливо и для учебного процесса, где без компьютера уже не обойтись.

        Доказано, что человек воспринимает информацию из окружающего мира с помощью своих органов чувств: зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания. По данным ученых более 90 % информации поступает к нам через зрение и слух, которые являются самыми мощными и самыми эффективными каналами передачи и приёма информации. Знания, которые мы получаем - это та же информация, следовательно, большую часть наших знаний мы получаем посредством органов зрения и слуха. И чем ярче и разнообразнее будет предоставление информации, т.е. знаний, тем эффективней будет процесс усвоения этой информации. В сегодняшней ситуации, сложившейся в учебных заведениях, преобладают лекционные, то есть речевые занятия и мы наблюдаем недостаточность наглядной зрительной информации, что снижает эффективность получения знаний обучающимися. В настоящее время, когда идет процесс повсеместной компьютеризации и новые технологии приходят в образование, у педагогов возникает настоятельная потребность в использовании мультимедийных средств, в том числе и в создании электронных презентаций для использования их на аудиторных занятиях.

         Цель реализации образовательной технологии - использование презентаций Microsoft PowerPoint для повышения познавательной активности обучающихся, усиление мотивации учебной деятельности, повышение результативности труда преподавателя, изменение отношения к предмету и учебному процессу в целом, внедрение инновационных и информационных технологий в преподавании, рост профессиональной и личностной компетентности преподавателя и обучающихся.

         Работу в рамках предмета «Информатика и ИКТ» в течение последних 5 лет  я провожу с использованием учебных презентаций, созданных в программе Microsoft PowerPoint.

         Использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала. Действительно, презентации облегчают показ фотографий, рисунков, графиков, и т.д. Кроме того, используя анимацию и вставки видеофрагментов, возможна демонстрация динамичных процессов. Анимация – очень важный элемент в презентации. Движение отдельных частей слайда привлечёт внимание обучающегося, и он заострит свое внимание на анимированной части информации. Таким образом, все тезисы сообщения преподавателя будут услышаны и увидены обучающимся. Всё это повышает интерес к обучению и способствует более качественному усвоению нового материала, а это и является целью работы преподавателя.

        Еще одно преимущество — проигрывание аудиофайлов. Все вместе это обеспечивает эффективность восприятия информации — излагаемый материал подкрепляется зрительными образами и воспринимается на уровне ощущений. Так, информация закрепляется подсознательно на уровне интуиции. Так же презентации дают возможность показать структуру занятия: в начале урока можно раздать распечатки плана лекции или урока, а затем с помощью заголовков на каждом слайде дать возможность следить за ходом изложения материала. Так же стоит выносить на слайды все ключевые слова и непонятные термины. Это облегчит их восприятие и написание обучающимися.

        Безусловным плюсом презентации, создаваемой в PowerPointе, является возможность варьировать объем материала, используемые методические приемы в зависимости от целей занятия, уровня подготовленности группы, возрастных особенностей обучающихся. В случае необходимости преподаватель может заменить текст, рисунок, диаграмму, или просто скрыть лишние слайды. Эти возможности позволяют максимально настраивать любую ранее разработанную презентацию под конкретное занятие в конкретной группе.

        Конечно, практически все указанные преимущества можно обеспечить и без презентации, а с помощью обычной доски. Однако при этом информация все равно не будет столь наглядной, на изображение схем, рисунков и графиков уйдет значительно больше времени, а, кроме того, записи могут быть непонятны из-за почерка. То есть, обобщая, преимущества презентаций — это наглядность, удобство и быстрота.

        Еще один способ применения презентаций на уроке – это внедрение электронных учебно-методических обучающих средств в учебный процесс, которые не только освобождает преподавателя от рутинной работы в организации учебного процесса, оно дает возможность создать богатый справочный и иллюстративный материал, представленный в самом разнообразном виде: текст, графика, анимация, звуковые и видеоэлементы.

        Продолжая работу над совершенствованием системы преподавания и решая задачу метапредметного подхода к обучению, я стала практиковать интегрированные уроки. Например, информатика – экономика, информатика – история.

        Кроме этого, использую презентации во внеурочной деятельности (проводился конкурс презентаций по теме «Мой лицей»). Такой вид деятельности вырабатывает способность к самосовершенствованию, самостоятельному поиску, и творчеству, способствует воспитанию у обучающихся собственной точки зрения, меняются отношения «преподаватель – обучающийся», возникает атмосфера сотрудничества, партнерства, что также приводит к формированию личности способной не только к поиску и творчеству, но и плодотворному общению и толерантности в отношениях с людьми, а так же вырабатывает умения и навыки, необходимые в учебной, а затем и в профессиональной деятельности, но и помимо этого приводит к росту самооценки, уверенности в своих силах, формированию личности, востребованной в условиях информационного общества.

        Педагогическое применение программы PowerPoint для выполнения компьютерных презентаций дает огромные развивающие возможности для обучающихся. При создании обучающимися компьютерных презентаций, формируются важнейшие в современных условиях навыки:

  • критическое осмысление информации,
  • выделение главного в информационном сообщении,
  • систематизирование и обобщение материала,
  • рамотное представление имеющейся информации,

        Работа над презентацией, ее публичное представление, защита положительно влияет на развитие у обучающихся навыков общения с помощью информационно-компьютерных технологий, дает дополнительную мотивацию к изучению предмета, способствует повышению уровня восприятия информации презентаций, используемых преподавателем на занятиях.

        В заключении хотелось бы отметить, что уроки с использованием презентаций всегда вызывают большой интерес обучающихся. Применение данных комплексов в профессиональной подготовке будущих специалистов позволяет повысить качество обучения, развить творческие способности обучающихся, а также научить их самостоятельно мыслить и работать с учебным материалом, что способствует их дальнейшему непрерывному совершенствованию в течение всей жизни.

Примеры презентаций

PDF