Электронный научный журнал

Информационно-коммуникационные технологии
в педагогическом образовании

12+

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Автор: И. А. Макеренкова
Раздел: Профессиональное образование и технологическое обучение в РФ и за рубежом

УДК 378.147

И. А. Макеренкова

I. A. Makerankova

Макеренкова Инесса Анатольевна, старший преподаватель Мозырского государственного педагогического университета им. И. П. Шамякина, г. Мозырь, Беларусь.

Makerankova Inessa A. senior lecturer Mozyr state pedagogical University named after I. P. Shamyakin, Mozyr, Belarus.

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN THE ORGANIZATION OF THE INDEPENDENT WORK OF STUDENTS

Аннотация. В статье раскрываются вопросы организации учебного процесса студентов педагогических вузов по дисциплинам специального цикла. Предлагаются методические разработки, позволяющие наиболее эффективно организовать данный вид деятельности, стимулируя познавательную активность обучаемых.

Abstract. In the article the questions of organization of educational process of students of pedagogical universities in the disciplines of special cycle. Methodical development that most efficiently organize this type of activity, stimulating cognitive activity of the learners.

Ключевые слова: высшее образование, образовательные технологии, самостоятельная работа, рациональная организация, учебно-методическое обеспечение, классификация.

Keywords: higher education, educational technology, independent work, organization, training and methodological support of the classification.

Происходящие изменения в системе высшего образования в Республике Беларусь выдвигают на первый план проблемы качества образования: подготовки конкурентоспособных специалистов с высшим образованием, способных в быстро меняющихся условиях рынка труда самостоятельно приобретать и совершенствовать свои знания на протяжении всей жизни. Всё это требует изменений в учебном процессе, внедрения в него инновационных технологий. Цель учебного процесса заключается не только в передаче знаний, умений, навыков от преподавателя к студенту, но и в развитии у студентов способности к постоянному, непрерывному самообразованию, стремления к пополнению и обновлению знаний, к творческому использованию их на практике, в сферах будущей профессиональной деятельности. Студента следует рассматривать как активную фигуру учебного процесса, а не пассивный объект обучения. Следовательно, необходимо включать его в активную учебную деятельность, «учить учиться», оказывать ему помощь в приобретении знаний.

Высшая школа должна готовить квалифицированного работника, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Решение этих задач невозможно без повышения роли самостоятельной работы студентов, усиления ответственности преподавателя за стимулирование профессионального роста студентов, воспитание их творческой активности и инициативы [3].

Как указывает О. Л. Жук, повышение качества профессиональной подготовки выпускника требует разработки и внедрения соответствующего учебно-методического обеспечения и адекватных образовательных технологий, направленных на активизацию и увеличение доли самостоятельной учебной и научно-исследовательской работы студентов [2].

По общепризнанному мнению, одним из условий эффективной организации самостоятельной работы студентов является использование в учебном процессе инновационных методических разработок, которые выполняют не только информационную функцию, но и позволяют направлять и контролировать процесс получения и освоения знаний.

Будущему учителю, как преподавателю и воспитателю, необходимо владеть современными инновационными технологиями обучения и воспитания учащихся, способствующими повышению качества подготовки будущих специалистов.

Нами были разработаны рекомендации для выполнения самостоятельной работы студентов по дисциплинам специального цикла, в частности основам конструирования и моделирования одежды, с использованием инновационных технологий обучения. При изучении темы «Конструирование плечевых изделий» и на основе анализа данных ряда антропометрических измерений и визуальной оценки телосложения было диагностировано наличие в женской фигуре некоторых отклонений от типового телосложения. Для учета тех или иных отклонений (дефектов) в фигуре и их коррекции при проектировании одежды нами была проведена их классификация (рис. 1). При этом учитывались наиболее часто встречающиеся индивидуальные особенности женской фигуры.

В классификации выделены четыре класса дефектов (особенностей). Следует учитывать, что одна фигура может иметь несколько отклонений. Визуальное проявление того или иного дефекта также связано с наличием жироотложений на некоторых участках фигуры. Так, полнота может маскировать такую особенность фигуры, как длинная шея, или усугублять такой недостаток, как короткая шея.

Первый класс особенностей выделен на основе соотношения продольных размеров. Это рост, длина шеи, отклонения в пропорциональности длины туловища и ног, рук и туловища.

Второй класс особенностей – это отклонения в соотношении поперечных размеров тела: широкне плечи (плечи шире бедер), узкие плечи (плечи уже бедер), широкие бедра.

К третьему классу отнесены особенности формы отдельных частей тела: большой живот (обхват талии), большая, низкая или впалая грудь, сутулая спина, покатые плечи, полные или худые руки. В третьей группе можно отдельно выделить особенности формы ног: худые и полные, ноги П-образной, Х-образной, О-образной формы, кривые вверху или внизу, с полными бедрами и т.д.

Четвертый класс – дефекты, связанные с различными видами асимметрии фигуры, встречающейся у 75% женщин. К ним относятся разная высота плеч, бедер, разная полнота левой и правой груди, несимметричное выступанне лопаток.

Определить наличие дефекта данной группы можно по фотографиям фигуры в полный рост в фас и профиль, полученным путем стереофотограмметрической съёмки. Асимметрия выявляется мгновенно, если обвести контуры фигуры и провести дополнительные горизонтали по линиям плеч, груди, талии, бедер, коленей, через верхушечную точку головы, а также вертикальные линии через середину фигуры, конец бедра, конец плеча.

Пенелопа Клайден предлагает следующую классификацию типов женских фигур: «треугольник», «сердце», «груша», «эллипс», «песочные часы», «прямоугольник» [1].

Изучив классификацию женских нетиповых фигур, можно сделать вывод о том, что для женщин с сутулой фигурой рекомендуется костюм классического стиля полуприлегающего силуэта, состоящий из жакета и брюк, в котором сочетаются тонкая чистошерстяная костюмная ткань и полушерстяное трикотажное полотно. Воротник объемной мягкой формы, выполненный из трикотажного полотна поможет сгладить сутулость спины (рис. 2).

Для женщин с перегибистой фигурой можно рекомендовать костюм молодежного стиля полуприлегающего силуэта, который состоит из жакета длиной до линии бедер и длиных брюк, выполненный из костюмной ткани с блестящей поверхностью. Жакет с завышенной линией талии, что поможет скрыть недостатки данной фигуры (рис. 3).

Для фигур с большой грудью, прямой спиной и плоскими ягодицами рекомендуется костюм в стиле «кантри», состоящий из жилета и юбки. Короткий жилет плотноприлегающий к телу с застежкой встык, которая фиксируется плотным шнуром, позволяет уменьшить размер груди. Объемная юбка скрывает плоские ягодицы (рис. 4).

Данная классификация позволяет самостоятельно проектировать конструкции женской одежды с учётом индивидуальных особенностей фигуры. Студентам на занятиях по основам конструирования и моделирования одежды предлагается выявить отличительные черты конкретной фигуры, а затем, учитывая особенности телосложения, разработать конструкцию на конкретную фигуру, которая могла бы скорректировать и зрительно устранить выявленные недостатки.

При проведении учебных занятий с использованием данных разработок была выявлена возросшая активность студентов, стремление получать знания с использований современных технологий, позволяющих оптимизировать учебный процесс, делая его более познавательным.

Таким образом, правильно организованная самостоятельная работа, с использованием инновационных разработок, является сегодня достаточно эффективным направлением в учебном процессе, своеобразным дидактическим средством, которое положительно влияет на получение знаний, формирование умений и навыков, развивает самостоятельную творческую деятельность студентов.

Список литературы

  1. Клайден, П. Как изготовить манекен-двойник. [Текст] / П. Клайден // Ателье. – 2001. – №9. С. 34-36.
  2. Жук, О. Л. Педагогические основы самостоятельной работы студентов. [Текст] / О. Л. Жук [и др.]; под общ. ред. О. Л. Жук. – Минск: РИВШ, 2005. – 112 с.
  3. Сергеенкова, В. В. Управляемая самостоятельная работа студентов. Модульно-рейтинговая и рейтинговая системы [Текст] / В. В. Сергеенкова. – Минск: РИВШ, 2004. – 132 с.
Теги: высшее образование, образовательные технологии, самостоятельная работа, рациональная организация, учебно-методическое обеспечение, классификация

Оставить комментарий







Авторизация
E-mail

Пароль  


Регистрация