ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ РЕСУРС ПРОГРАММЫ «КАК СБЫВАЮТСЯ И РАЗБИВАЮТСЯ МЕЧТЫ»

Раздел: Профессиональное образование и технологическое обучение в РФ и за рубежом

Журнал: Материалы XII Международной научно-практической конференции

31 мая 2018 г.

Авторы: Лейниш Татьяна Леонидовна

УДК 371

Т. Л. Лейниш

T. L. Leynish

Лейниш Татьяна Леонидовна, к.п.н., доцент ФГОУ ВО «Кузбасский государственный технический университет им. Т. Ф. Горбачева» Филиал КузГТУ в г. Новокузнецке, г. Новокузнецк, Россия.

Leynish Tatyana Leonidovna, k.p.n., dotsent FGOU VO «Kuzbasskiy gosudarstvennyy tekhnicheskiy universitet im. T. F. Gorbacheva»Filial KuzGTU v g. Novokuznetske, g. Novokuznetsk, Russia.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ РЕСУРС ПРОГРАММЫ «КАК СБЫВАЮТСЯ И РАЗБИВАЮТСЯ МЕЧТЫ»

PEDAGOGICAL RESOURCES OF THE PROGRAM «HOW DREAMS COME TRUE AND DESTROYED»

Аннотация. Статья знакомит с программой курса «Как сбываются и разбиваются мечты», который нацелен на оказание помощи педагогам образовательных учреждений в организации воспитательной работы с подростками.

Abstract. The article introduces the program of the course «How dreams come true and destroyed», which aims to help educators of educational institutions in organizing educational work with adolescents.

Ключевые слова: ФГОС, воспитание, подростки, мечты, осуществление, разрушение, образовательное учреждение, программа.

Keywords: GEF, education, adolescents, dreams, implementation, destruction, educational institution, program.

 

Древнегреческий философ Сократ 2,5 тыс. лет назад написал: «Они (подростки) сегодня обожают роскошь, у них плохие манеры и нет никакого уважения к авторитетам, они выказывают неуважение к старшим, слоняются без дела и постоянно сплетничают. Они всё время спорят с родителями, они постоянно вмешиваются в разговоры и привлекают к себе внимание, они прожорливы и тиранят учителей…». То же самое можно сказать о подростках и сегодня. За сотни лет практически ничего не изменилось. Но менять надо! Вопрос: как?

Одним из вариантов ответов на этот насущный вопрос может стать реализация в стенах образовательных учреждений программы Международной школы педагогов «Как сбываются и разбиваются мечты». Тем более, сегодня ФГОСы требуют от педагогов проведения внеурочной деятельности.

Курс «Как сбываются и разбиваются мечты» призван помочь подросткам реализовать свой потенциал и подготовить их к ответственному отношению к себе как личности. Занятия основаны не на угрозах или запугивании, а на поддержке лучших устремлений подростков при выборе ими достойной жизненной цели [1].

Мы, учителя, стремимся помочь своим ученикам стать мудрыми, образованными, творческими, ответственными и зрелыми людьми. Однако все чаще и все раньше подростки сталкиваются с проблемами, которые в крайних своих проявлениях ставят под угрозу саму их жизнь. В возрасте 11-14 лет у подростков уже есть интеллектуальная и эмоциональная основа, чтобы принимать осознанные решения, организуя общение с ними, надеемся, что в этом возрасте подростки примут осознанное решение избежать знакомства с негативными явлениями (алкоголь, наркомания, добрачные связи).

Курс «Как сбываются и разбиваются мечты» предназначен учителям школ. Но его могут использовать психологи, воспитатели, социальные педагоги, работники детских домой, волонтёры и представители общественных организаций.

Курс уже успешно реализуется в образовательных учреждениях Москвы, Санкт-Петербурга, Волгограда, Самары, Новосибирска, Барнаула, Красноярска, Бийска и других населенных пунктах.

Каждый ребенок непременно рисует для себя картины будущего, т.е. мечтает. Именно в возрасте 12-14 лет ребенок начинает определяться со своими жизненными целями. Дети не всегда умеют ставить правильные цели. Чаще всего целью подростка является получение быстрого удовольствия. Поэтому детей надо учить мечтать! Четкие цели дают большую вероятность реализации мечты. Программа учит подростка формулировать свою мечту, ставить перед собой более высокие цели, чем собственное удовольствие, и помогает увидеть, что может помешать его мечте осуществиться, предупреждает о невидимых угрозах, можно сказать ловушках, способных ее разрушить. И делается это с любовью и позитивно. В результате освоения программы подростки будут отказываться от экспериментов с алкоголем и наркотиками не из-за навязанного им страха. У них на это появляется более личная и поэтому более веская мотивация – они не хотят разрушить свою мечту. Программа формирует личную ответственность за свои поступки. Подростки получают навыки, которые помогут им ориентироваться в дальнейшем и в других жизненных ситуациях.

Все занятия построены на активное вовлечение учащихся в процесс общения. Используются разные методы: беседа, «мозговой штурм», психологические игры, конкурсы, работа по группам и парами, инсценировки. Через весь курс проходит идея шкатулки. Шкатулка – это элемент занятия, который помогает создать некую интригу. Каждый раз из нее появляется какой-то неожиданный предмет или письма бабушек.

В данном курсе используются различные методические приемы, например, личный дневник. Подросткам предлагается вести «Личные дневники», в которых они записывают для себя основные открытия и выводы с каждого занятия.

В каждом уроке курса есть раздел «Связь с родителями» – это вопросы, которые ребенку предлагается обсудить дома с родителями по теме пройденного урока. Обсуждение занятий в домашней обстановке предполагает активное вовлечение пап и мам в воспитательный процесс. И каждый раз новая тема становится очередным поводом к разговору и к укреплению доверительных отношений [1].

Курс состоит из 6 тематических разделов и 33-х уроков. Учебно-методическое пособие можно использовать при проведении еженедельных занятий, тематических классных часов по проблемам, возникающим в классе, группе или команде. Каждый педагог может подстроить курс под свою ситуацию.

Уже в разделе «Введение» учащиеся начинают задумываться о своих мечтах и препятствиях, «открывают» свободу и ответственность, узнают о силе привычек и значении единства в коллективе. Знакомясь с темами раздела «Жизненные навыки» учащиеся приобретают три важных навыка: они учатся говорить «нет», устанавливать для себя цели в жизни и осознавать значение границ в межличностных отношениях. Также в пособии есть факультативный раздел, в котором учащимся предлагаются возможные духовные ресурсы, чтобы противостоять опасным моделям поведения.

В пособии представлены подробные конспекты занятий. Поэтому программа «Как сбываются и разбиваются мечты» - это методическая помощь и экономия времени. Также это инструмент для построения хороших взаимоотношений с детьми.

Список литературы

  1. Как сбываются и разбиваются мечты [Текст] : учебно-методическое пособие для средней школы / под ред. Б. А. Кука. – Москва, 2016. - 520 с.
PDF