ЗНАЧЕНИЕ ДИАГНОСТИКИ СТИЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ МАГИСТРАНТОВ В РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Раздел: Профессиональное образование и технологическое обучение в РФ и за рубежом

Журнал: Материалы XII Международной научно-практической конференции

31 мая 2018 г.

Авторы: Камчаткина В. М. , Кульгина Лариса Александровна

УДК 378.147.227

В. М. Камчаткина, Л. А. Кульгина

V. M. Kamchatkina, L. A. Kulgina

Камчаткина Варвара Михайловна, канд. пед. наук, доцент кафедры строительных конструкций и технологии строительства, ФГБОУ ВО Братский государственный университет, г. Братск, Россия.

Кульгина Лариса Александровна, канд. пед. наук, доцент кафедры строительного материаловедения и технологий, ФГБОУ ВО Братский государственный университет, г. Братск, Россия.

Kamchatkina Varvara Mikhailovna, Candidate of Pedagogics, Аssistant Professor of Structures and Technology of the Building Department, Bratsk State University, Bratsk, Russia.

Kulgina Larisa Alexandrovna, Candidate of Pedagogics, Аssistant Professor of Materials Science and Technology Building Department, Bratsk State University, Bratsk, Russia.

ЗНАЧЕНИЕ ДИАГНОСТИКИ СТИЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ МАГИСТРАНТОВ В РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

IMPORTANCE OF DIAGNOSTICS OF MASTER'S TRAINING STYLES IN REALIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация. В статье показано влияние этапа диагностики стилей обучения магистрантов на проектирование содержания обучения, создание благоприятных условий и реализацию учебного процесса. Представлены результаты диагностики магистрантов строительного направления Братского государственного университета.

Abstract. In the article the influence of one of stages of diagnostics of styles of training of undergraduates on designing of content of training, creation of favorable conditions and realization of educational process is given. The results of diagnostics of masters of the building direction of Bratsk State University.

Ключевые слова: диагностика стилей обучения, учебный процесс, магистранты.

Keywords: diagnostics of training styles, training process, master’s degree candidates.

 

Обучение по магистерским программам опирается на активную самостоятельную работу магистранта. Студенты, поступающие в магистратуру, являются взрослыми людьми. В сущности, магистранты – это специалисты, имеющие высшее профессиональное образование, «определенный профессиональный опыт, находящиеся в возрасте «периода достижений», когда личность использует интеллектуальные способности для того, чтобы сделать карьеру и избрать стиль жизни, имея за плечами определенный социальный, учебный, профессиональный опыт» [1]. Поэтому в учебном процессе обязательно нужно учитывать не только особенности данной возрастной категории, но и уже сложившиеся индивидуальные стили обучения.

В рамках организации учебного процесса в 2017-2018 учебном году 50 магистрантов строительного направления Братского государственного университета по дисциплине «Основы педагогики и андрагогики» для учета индивидуальных стилей обучения была проведена диагностика когнитивно-деятельностного стиля (использован тест Л.Ребека «Определение когнитивно-деятельностного стиля» [2]) и стиля обучения (использован тест Хони и Мамфорда «Определение стиля обучения» [3]).

В результате проведенной диагностики когнитивно-деятельностного стиля можно сделать вывод о том, что большинство магистрантов в потоке обладают преимущественно слуховым восприятием информации – 28 %. Немногим уступает количество подгрупп магистрантов с преимущественно зрительным восприятием действительности, а также тех, кто являются одновременно визуалами и аудиалами – по 24 %. Следовательно, можно было использовать формы организации учебного процесса, принятые для обучающихся в 2016-2017 учебном году, обозначенные в прошлой статье.

При исследовании типов общения поток магистрантов разделился следующим образом: «экстраверты» – 44 %, «экстраверты и интроверты» – 32 %, «интроверты» – 24 %. Можно отметить, что нет явного преобладания одной группы над другой, следовательно, обучение для данных подгрупп необходимо организовывать по-разному. Например, экстраверту нравится учиться, общаясь и взаимодействуя с другими людьми (игры, дискуссии, розыгрыши), интроверт стремится к независимости и личной свободе (самостоятельное чтение, обучение за компьютером) или берет себе в напарники одногруппника.

По распределению индивидуальных особенностей в потоке преобладают магистранты с интуитивным мышлением – 48 %, подгруппа магистрантов, легко переключающихся от интуитивного к логическому способу освоения информации – 32 %, значительна и часть обучающихся с логическим мышлением – 20 %. В данной ситуации необходимо предлагать в группах на выбор различные варианты усвоения информации и выполнения заданий. Например, для интуитивно мыслящей личности дать возможность свободно поразмышлять о заданной проблеме, избегать жестких правил и инструкций, предложить осваивать новые направления (моделирование, масштабные проекты). Для логически мыслящего субъекта, напротив, предпочтителен поступательный ход обучения с обязательным знанием того, что конкретно следует учить в каждый данный момент и на протяжении всего учебного процесса, для данного типа личности можно дать возможность разработать и проконтролировать узловые моменты разрабатываемого проекта.

Можно отметить, что, как и по результатам прошлогодней диагностики, большинство магистрантов – 64 % предпочитают жестко регламентированный режим работы. Данный показатель подтверждает наблюдения: большинство обучающихся сосредоточены на всем протяжении учебного процесса, планируют свой труд, от задания к заданию приближаясь к его завершению, структурируют процесс обучения, ориентированы на его результат, стремятся добиться его или раньше, или в назначенный срок.

Анализ распределения типов оперирования идеями среди магистрантов показал, что 44 % магистрантов легко оперируют общими категориями и логическим анализом частностей, т.е. обладают синтетическим и аналитическим стилями мышления, 40 % обучающихся мыслят общими категориями, легко усваивают главную идею, общий смысл и связь.

Определение стиля обучения человека позволяет выстроить с ним продуктивные коммуникации, дает возможность выбрать оптимальный подход к его обучению. В результате диагностики стиля обучения «Тест Хони и Мамфорда», поток магистрантов условно разделился на следующие 4 группы.

Первая группа магистрантов, самая многочисленная в потоке, как видно из диаграммы (рис. 1, а) в большей степени являются мыслителями, но также значительно преобладают стили «теоретик» и «прагматик». Из интерпретации результатов теста [3] можно выделить, что для данной группы в организации учебного процесса важны: экспертные разъяснения, дискуссии и оценки; оценивание идеи и замыслов по объективным критериям; наличие времени для размышлений; теоретические рассуждения; хорошо систематизированные занятия; приемлемы дискуссии в небольших группах; задачи для выполнения после занятий. Мыслители лучше всего обучаются когда: «существует возможность для тщательного наблюдения и обдумывания; можно оставаться в стороне от действий и слушать, наблюдать; существует возможность подумать, прежде чем действовать, подготовиться, прежде чем выступать, изучить заранее существо вопроса и т.д.; требуется провести тщательное исследование, т. е. собрать информацию, исследовать проблему и попытаться докопаться до сути явлений; можно повторять и пересматривать изученное; требуется готовить тщательно разработанные аналитические доклады; обеспечиваются условия для «безопасного» обмена мнениями, например, по заранее согласованным правилам» [3]; можно принимать решение в удобном для себя ритме, без внешнего давления и жестких окончательных сроков.

При работе со студентами, относящимися к данной группе, не следует: проводить занятий, направленных на реализацию задач; давать упражнения в группах; предоставлять право для оценивания другими участниками. Необходимо учитывать, что данная группа обучающихся: не приветствует самостоятельность; не любит делиться своими впечатлениями. Процесс обучения хуже всего складывается, когда обстановка требует активных действий, например, исполнения функций ведущего или участия в ролевых играх перед аудиторией; требуется действовать без предварительного планирования; необходимо что-то делать без предварительной подготовки, например, мгновенные реакции на неожиданные ситуации, высказывать первые пришедшие на ум идеи; существуют конкретные инструкции, предписывающие определенный способ действий; существуют ограничения по времени и необходимо быстро переключаться с одного вида деятельности на другой; обстоятельства вынуждают ограничиваться поверхностным и не самым качественным уровнем выполнения работы.

Во второй группе обучающихся (рис. 1, б) преобладает стиль «деятель». Деятели лучше всего обучаются, когда: существуют новые ситуации, проблемы, на которых можно учиться; можно участвовать в коротких упражнениях типа «здесь и теперь», например, в деловых играх, упражнениях, ролевых играх; возникает напряженность, кризис, происходят быстрые изменения и приходится иметь дело с разнообразными задачами; есть возможность постоянно быть на виду, например, выступать публично, вести дискуссии; можно свободно генерировать идеи без необходимости подчиняться правилам, структуре или традициям; необходимо взяться за вызывающе трудную задачу, в условиях нехватки ресурсов или при других неблагоприятных обстоятельствах; предполагается взаимодействие с другими людьми, например, сбор идей, групповое решение проблем; необходимо умение проявлять инициативу и активно действовать.

Для данной группы следует избегать: «обучения предполагающего пассивную роль, например, слушание лекций, монологов, объяснений, рассуждений о правильных способах, действиях, чтение, наблюдение; необходимости усваивать, анализировать, интерпретировать большие объемы «запутанных» данных; выполнения индивидуальной работы, например, написания рефератов, самостоятельные размышления; многократного выполнения одно и то же действия; необходимости следовать точным инструкциям, оставляющим малое пространство для маневра; выполнения кропотливой работы, тщательного прорабатывания деталей» [3].

Из приведенной на рисунке 1 в) диаграммы, можно выделить преобладание у магистрантов данной группы, стиля «прагматик». Прагматики лучше всего обучаются, когда: существует очевидная связь между изучаемым предметом и проблемами, решаемыми в жизни; демонстрируются техники, позволяющие получить конкретные практические результаты, например, сэкономить время, произвести хорошее впечатление и т. д.; можно опробовать новые методы на практике, под руководством опытного наставника; представляются достойные образцы для подражания, например, видеозаписи работы известных мастеров и т. д.; изучаемый материал непосредственно применим в их практической деятельности; существует возможность немедленного практического применения изучаемого; можно сосредоточиться на практических аспектах, например, планировании действий для достижения конкретных целей, придумывании практических усовершенствований. Следует избегать, в обучении таких моментов, когда: «изучаемые темы не связаны с очевидными для них потребностями, и они не видят непосредственной практической пользы от обучения; организаторы обучения и преподаватели воспринимаются как оторванные от реальности теоретики; не предлагается ясных инструкций и указаний; возникают политические, бюрократические или психологические препятствия на пути практической реализации решений; обучение не ведет к явному улучшению, например, собственной профессиональной деятельности» [2, 3].

Диаграмма стилей обучения для последней четвертой группы обучающихся (рис. 1, г) не показывает преимущественного преобладания какого-либо стиля обучения. Все стиля для данной группы магистрантов являются приемлемыми. Это говорит, что в организации учебного процесса, нужно руководствоваться предпочтениями и пожеланиями обучающихся, в данный, конкретный момент времени, можно варьировать различными способами и стилями обучения.

Исходя из полученных с помощью диагностики данных, учебный процесс был организован с учетом индивидуальных особенностей обучающихся следующим образом. Задачи, решаемые на практических занятиях, подобраны так, чтобы у обучающихся была возможность выполнения заданий в зависимости от предпочтений. Например:

  • индивидуальные задания – группе интровертов мыслителей и игры (или игровые упражнения) – для экстравертов деятелей;
  • задания по общим проблемным моментам, изучаемым в курсе, с возможностью свободной формы отчетности для интуитивно мыслящих и конкретные задания с конкретной формой отчетности – для логически мыслящих магистрантов.

Для мыслителей предлагались темы рефератов (или эссе), в которых необходимо было провести тщательное исследование рассматриваемой темы, заранее оговаривались правила защиты реферата. Деятели более активно привлекались к реализации поставленных задач на практических занятиях: участием в играх; ведением дискуссий; возможностью свободно генерировать идеи без необходимости подчиняться правилам; включением в групповое решение проблем. Прагматикам предлагалось анализировать изучаемый материал с точки зрения применения его в жизни, в их практической деятельности (с помощью кейсов, приближенных к формам профессиональной деятельности), использование данного материала для непосредственного применения на практических занятиях.

Таким образом, при описываемом подходе у всех магистрантов была возможность оценить эффективность различных средств активизации познавательной деятельности студентов и освоить разные интерактивные методы и активные формы организации учебно-познавательной деятельности будущих инженеров, наиболее приемлемые для них самих в период прохождения научно-педагогической практики и в случае осуществления дальнейшей образовательной деятельности.

Список литературы

  1. Марсова, С. Е. Специфика реализации индивидуального образовательного маршрута на уровне магистратуры. [Электронный ресурс] / С. Е. Марсова. – Режим доступа : https://revolution.allbest.ru/pedagogics/00785871_0.html
  2. Определение когнитивно-деятельностного стиля (Л. Ребекка): [психологические тесты]. [Электронный ресурс] // всетесты.ru: Все профессиональные психологические тесты. – Режим доступа : http://vsetesti.ru/151/
  3. Тест Хони и Мамфорда. Определение стиля обучения: [психологические тесты]. [Электронный ресурс] // HR-Portal: Сообщество и Публикации. – Режим доступа : http://hr-portal.ru/tool/test-honi-i-mamforda-opredelenie-stilya-obucheniya
PDF