ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ КОМПОЗИЦИЕЙ

Раздел: Профессиональное образование и технологическое обучение в РФ и за рубежом

Журнал: Материалы XII Международной научно-практической конференции

31 мая 2018 г.

Авторы: Клевжиц Алла Алексеевна

УДК 371

А. А. Клевжиц

A. A. Klevzhits

Клевжиц Алла Алексеевна, член союза художников Республики Беларусь, преподаватель кафедры технологического образования, УО «Мозырский государственный педагогический университет имени И.П. Шамякина», г. Мозырь, Гомельская область, Беларусь.

Klevzhits Alla Alekseevna, мember of Union of artists of the Republic of Belarus, lecturer, Department of technological education, EE «Mozyr State Pedagogical University named after J. P. Shamyakin», Mozyr, Gomel region, Belarus.

ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ КОМПОЗИЦИЕЙ

FORMATION OF ARTISTIC OBSERVATION AND ITS SIGNIFICANCE FOR THE DEVELOPMENT OF FIGURATIVE THINKING OF STUDENTS IN THE CLASSROOM COMPOSITION

Аннотация. В работе над композицией проявляется все многообразие психических процессов личности, включающих активное функционирование художественной наблюдательности, образного мышления, фантазии, памяти. Развивая образное мышление студентов, преподаватель решает сразу целый комплекс задач, направленных на формирование отдельных способностей и качеств личности, значительное место среди которых занимает художественная наблюдательность.

Abstract. In the work on the composition manifested all the diversity of the mental processes of the individual, including the active functioning of artistic observation, figurative thinking, imagination, memory. Developing the creative thinking of the students, the teacher decides to direct the whole complex of tasks aimed at creating individual abilities and qualities of the individual, a significant place among which is the art of observation.

Ключевые слова: композиция, художественная наблюдательность, образное мышление, обучение, эмоционально-чувственная сфера.

Keywords: composition, artistic observation, creative thinking, learning, emotional-sensual sphere.

 

В процессе изобразительной деятельности наибольшие трудности студенты технолого-биологического факультета испытывают при работе над композицией. Это закономерно, так как создание композиции на тему максимально приближает к специфике художественно-творческой деятельности.

Любая художественно-изобразительная деятельность является одной из форм познания мира и одновременно формой его эстетического освоения; она всегда обусловлена объективной реальностью и непосредственно связана о ней.

В работе над композицией проявляется все многообразие психических процессов личности, включающих активное функционирование художественной наблюдательности, образного мышления, фантазии, памяти. Развивая образное мышление студентов, преподаватель решает сразу целый комплекс задач, направленных на формирование отдельных способностей и качеств личности, значительное место среди которых занимает художественная наблюдательность. Она помогает копить художественные впечатления, обогащает весь процесс мышления и определяет возможность его развития.

Таким образом, отмечая важную роль образного мышления в художественной деятельности, можно говорить о возможности его обогащения и развития путем формирования художественной наблюдательности студентов в процессе занятий композицией.

Наблюдение как специально организованное целенаправленное восприятие рассматривается психологами как возможность формирования и развития наблюдательности [1]. Являясь универсальной способностью человека и будучи присущей разнообразным видам человеческой деятельности, наблюдательность имеет свою специфику, что выражается в самом процессе наблюдения и определяется его целью и конкретными задачами. Один и тот же объект или явление могут наблюдаться с различными целями и по разному поводу. В этом смысле мы можем дифференцировать наблюдательность как общую способность человека и художественную наблюдательность как ее частное проявление.

Методика формирования наблюдательности на занятиях композицией должна включать методы и приемы, которые бы обеспечили заинтересованное отношение студентов, их активность в процессе наблюдения и способствовали созданию особой чувственно-эмоциональной атмосферы, в которой возможно проявление и реализация в наблюдении эстетического чувства студентов. При этом следует помнить о том, что, имея свою специфику, каждая форма наблюдения характеризуется общими чертами и закономерностями.

Своеобразие практической изобразительной деятельности определяет особенности художественно-образного мышления и заключается в его в высшей степени наглядно-образном характере, сохранившем чувственно-конкретный момент восприятия. Зрительное восприятие окружающей действительности художником – особое восприятие, вырабатываемое в процессе длительного опыта. Острота глаза, особый взгляд на мир, неординарность и полнота его художественного видения – вот эти черты, характеризующие творчество художника, немыслимые без активного, целенаправленного, заинтересованного познания мира – наблюдения, высокое качество которого активизирует образное мышление.

Уже на первой стадии работы над образом композиции, когда определяется выбор сюжета по заданной теме, начинается мыслительная деятельность, в которой ведущее место занимает наглядно-образное мышление. Активность этой деятельности обусловлена тем, что реакцией студентов на получение задания является включение процессов памяти, воображения, фантазии, актуализация старых накопленных предшествующим опытом связей. Думается, что успешность обучения и развития художественно-образного мышления студентов зависит от соответствия содержания заданий возрастным особенностям учащихся. Определение тематики и содержания заданий, оптимально соответствующих возрасту учащихся, является условием, активизирующим изобразительную деятельность. Обучение вообще, и изобразительному искусству в частности, прямо связано с наличием у студентов интереса к предмету и каждому конкретному учебному заданию. Задача педагога – возбуждать и постоянно поддерживать этот интерес.

Другим важным моментом при работе студентов над композицией является раскрытие роли, значения наблюдений и необходимости художественной наблюдательности в творческом процессе. Изучение художественного опыта, стремление понять логику создания произведения изобразительного искусства, выделить зависимость между восприятием действительности и трактовкой автором художественного образа создают для студентов необходимую возможность знакомства с множеством примеров художественной обработки впечатлений действительности при работе над композицией.

При определении тематики и содержания заданий, оптимально соответствующих возрасту студентов, а также при использовании художественного опыта необходимо помнить, что главным моментом при формировании художественной наблюдательности является практическая деятельность студентов, их собственный учебно-творческий опыт.

При работе над композицией важно научить студентов вести наблюдения, иными словами, добиваться от них определенной культуры восприятия. Они должны знать, что, по какому поводу и в какой последовательности наблюдать. В ходе выполнения задания студентами совместно с педагогом или самостоятельно разрабатывается план наблюдения, устанавливается длительность наблюдений, примерное количество наблюдаемых предметов и явлений; результаты наблюдений внимательно анализируются и в той или иной форме фиксируются.

Если характеризовать художественно-образное мышление как динамический процесс, складывающийся первоначально в ощущении, восприятии, представлении, воображении, то художественная наблюдательность в этой системе занимает особое место, так как на всех уровнях является катализатором процесса художественно-образного мышления. Методика развития наблюдательности на каждом уровне этой системы – ощущении, восприятии, представлении – будет различной. Активная мыслительная работа студентов начинается уже при выборе сюжета по заданной теме: идет сложная аналитико-синтетическая деятельность, направленная на поиски наиболее выразительного художественного образа. В этот очень важный период целесообразно направить работу педагога на активизацию процессов памяти. Воображения и фантазии для получения максимального количества определенных заданной темой первоначальных сюжетов, адекватно раскрывающих многоаспектность выбранной темы.

После окончательного выбора сюжета начинается составление первоначальных набросков композиции, эскизов, которые, как правило, показывают, что образов, накопленных памятью и актуализируемых мышлением, воображением и фантазией, недостаточно для создания композиции. Чаще всего при переносе на бумагу, т.е. при материализации, образы и представления теряют яркость и отчетливость, присущую им в процессе мышления, и требуют дополнительного уточнения. Развитие художественной наблюдательности связано с организацией процесса восприятия действительности, наблюдением объектов и явлений, выделением их эстетических качеств и художественной выразительности, отбором и фиксацией натурного материала, необходимого для обогащения художественного образа. Работа над композицией ведет ко все более точному изучению натуры и отбору ее существенных черт, наблюдение которых корректирует процесс образного мышления. Проведение такой работы, эффективность которой зависит от разработки и применения специальной методики формирования художественной наблюдательности, дает возможность развития уже на новом уровне всех свойств и особенностей образного мышления.

Список литературы

  1. Богуславский, В. М. Психология как наука [Электронный ресурс] / В. М. Богуславский // Режим доступа : https://www.psyoffice.ru/2224-8-psichology-book_o306_2.html (Дата обращения 15.11.2017).
PDF