![]() |
Электронный научный журнал
Информационно-коммуникационные технологии
|
12+ |
МОДЕРНИЗАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ
Автор: В. М. Казакевич
Раздел: Профессиональное образование и технологическое обучение в РФ и за рубежом
УДК 372.862 В. М. КазакевичV. M. KazakevichКазакевич Владимир Михайлович, доктор педагогических наук, профессор, ведущий научный сотрудник, Институт стратегии развития образования РАО, г. Москва, Россия. Kazakevich Vladimir M., doctor of pedagogic sciences, professor, the leading Researcher, Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education Moscow, Russia. МОДЕРНИЗАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫMODERNIZATION OF THE CONTENT OF TECHNOLOGICAL EDUCATION OF STUDENTS IN TODAY'S INFORMATION ENVIRONMENTАннотация. Современная информационная среда претерпела качественные изменения. В общем технологическом образовании наблюдается отставание содержания обучения технологии от уровня развития современной информационной среды. Модернизация содержания обучения технологии должна осуществляться на основе современного определения технологии и выделение в современной информационной среде ограниченной предметной области научных и практических знаний по технологии для системы общего образования. Abstract. The modern information environment has undergone qualitative changes. In General technological education there is a lag between the content of technology education and the level of development of the modern information environment. Modernization of the content of technology education should be based on the modern definition of technology and the allocation of a limited subject area of scientific and practical knowledge on technology for the system of General education in the modern information environment. Ключевые слова: информационная среда, технология, содержание технологического образования, структура содержания технологического образования. Key words: information environment, technology, content of technological education, structure of content of technological education. Современная информационная среда – это антропогенная (связанная с человеком, происходящая от человека, возникшая в результате его деятельности) часть информационного пространства, в котором, при имеющихся условиях, протекают информационные процессы, взаимодействуют и самоорганизуются системы, объекты или/и субъекты этих процессов. Информационная среда – это также совокупность отношений, возникающие при формировании и использовании информационных ресурсов на основе создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска. Современная информационная среда поддерживается информационной инфраструктурой. Она связана с поиском, созданием, обработкой, использованием, хранением и утилизацией информации (материализованных знаний). Современная информационная среда обеспечивает удовлетворение потребностей какой-либо системы (объекта или субъекта) в содержании сведений определенного рода, которые, необходимы им для субъективного уменьшения информационной неопределенности (энтропии) с целью упорядочивания своей формы, внутренней структуры или внешнего пространства ее существования. В структуру информационной среды входят:
В современной информационной среде для целей технологического образования можно выделит следующие источники информации.
В современной информационной среде ведущую роль для образования играют готовые информационные ресурсы на основе компьютерных технологий, виртуальная и иммерсивная среды (эффект полного присутствия). Теряет свою значимость традиционная социальная среда, прежде всего, информация на печатной основе, как источник для образования подрастающих поколений. Становится малозначимой роль природной среды, квазиприродной (созданной человеком) среды и техносферы, как источников сведений в процессе образования подрастающих поколений. Для передачи, восприятия, обработки, преобразования и утилизации информации в системе образования необходимо, чтобы соответствующие сведения были представлены в какой-либо материальной форме, т. е. должны быть носители информации. Для процесса образования носителями информации могут быть натуральные объекты или их материальные модели (макеты). Сведения несут также статические и динамические образные изображения объектов или процессов. Это картины, рисунки, фотографии, видеоизображения. Условными вариантами образных изображений являются чертежи, схемы, графики, диаграммы, гистограммы. В сжатом, концентрированном виде информацию могут нести условные знаки, символы, сигналы. Например, дорожное движение на дорогах регулируется системой дорожных знаков; двуглавый орел является символом нашего государства; вибрация сотового телефона – это сигнал о поступающем сообщении. Одними из самых важных для образования носителей информации в современной информационной среде являются вербальные конструкции. Прежде всего, это смысловое содержание слов и предложений, передаваемое в устной и письменной речи. Однако семантика речи не всегда отражает полноту передаваемой информации. В устной речи информационную сущность сообщения часто выражает громкость звука, его высота и тембр. При непосредственном вербальном общении субъектов носителем сущностного смысла сообщения является мимика и пантомимика. Кризис технологической подготовки обучающихся в системе общего образования вызван ярко выраженным отставанием её содержания от проявлений современной техносферы и новой информационной среды. Концептуальная парадигма состава и структуры содержания обучения технологии в организациях общего образования практически полностью сохранила положения обучения детей труду и ремеслу, которые существовали с начала прошлого века. Прежде всего, это различное содержание такого обучения для городской и сельской учащейся молодежи. Оно зафиксировано в отдельных программах и учебниках для обучения детей в городских и сельских организациях общего образования. Кроме того, существует и гендерная дифференциация содержания. Она проявляется в том, что одни учащиеся (преимущественно мальчики) изучают только деятельность в сфере материального производства, другие (главным образом девочки) – некоторые виды деятельности в сфере услуг и домоводства. Таким образом, в стране нет единого для всех обучающихся общего технологического образования, как это имеет место по другим школьным предметам. Налицо отсутствие единого образовательного пространства для предметной области «Технология». Падению значимости предметной области «Технология» способствовало проявление следующих педагогических и социально-экономических факторов [1].
Преодоление педагогическими средствами кризисных явлений в преподавании технологии возможно при условии коренного обновления содержания соответствующего учебного предмета. Прежде всего, необходимо четко обозначить то, что является технологией в ее современном понимании, и выденлить ту предметную научную область знаний, которая бы обозначила содержательные границы учебного курса технологии. Для более точного и предметного обоснования понятия «технология» изначально следует выделить необходимые и достаточные сущностные признаки, которые характеризуют именно технологию, а не труд, технологический процесс, ремесло или производство [2]. А именно:
Данная совокупность признаков позволяет сформулировать определение понятия «технологии». Технология - это строго упорядоченный (алгоритмизированный), предполагающий возможность стереотипного повторения комплекс организационных мер, условий, операций и методов воздействия на материалы, энергию, информацию, объекты живой природы и социальной среды, состав и структура которого предопределяется имеющимися техническими средствами, научными знаниями, квалификацией работников, имеющейся инфраструктурой и который обеспечивает возможность преобразования предметов труда в желательные одинаковые конечные продукты труда, обладающие заданной потребительной стоимостью. В соответствии с характером современной информационной среды, предметом изучения в системе общего технологического образования школьников являются технологи, направленные на материальные объекты сферы природы и техносферы, на социальные объекты, энергию и информацию [3, 4]. 1. МАТЕРИАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ a) естественная природная среда (сфера неживой природы); b) квазиприродная среда – техносфера (неживая составляющая); c) естественная природная среда (сфера живой природы); d) квазиприродная среда – техносфера (живая составляющая). 2. ЭНЕРГИЯ. 3. ИНФРМАЦИЯ. 4. СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ. Технологии задают вид процессов, воздействию которых подвергаются объекты (предметы труда) в процессе производства при получении продукта труда. 1. ПОЛУЧЕНИЯ ОБЪЕКТА. 2. ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ОБЪЕКТА. 3. ТРАНСПОРТИРОВКА ОБЪЕКТА. 4. ПРИМЕНЕНИЕ ИЛИ СОХРАНЕНИЕ ОБЪЕКТА. 5. УТИЛИЗАЦИЯ ОБЪЕКТА. Дидактическое препарирование этих составляющих позволяет тематически представить модернизированное содержание общего технологического образования в организациях общего образования [5]. В соответствии целями и задачами технологического образования, заданными ФГОС, сущностью понятия «технология», педагогическими принципами научности, доступности и посильности содержания образования, а также видами распространенных производственных процессов, можно выделить 10 сюжетных линий содержания нового курса технологии в системе общего образования.
Для системы общего образования может быть предложена следующая структура представления предметной области «Технология», распределенная по этапам общего образования. Начальное общее образование (рис. 1) Основное общее образование (рис. 2) Полное среднее общее образование (рис. 3) Данный материал подготовлен в рамках проекта 27. 6122. 2017 / БЧ «Обновление содержания общего образования и методов обучения в условиях современной информационной среды». Список литературы
Оставить комментарий |
|
2016-2018 © Электронный научный журнал "Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании" зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, как средство массовой информации (СМИ) сетевое издание. Свидетельство о регистрации: ЭЛ № ФС 77 - 67119 от 16.09.2016 |