Электронный научный журнал

Информационно-коммуникационные технологии
в педагогическом образовании

12+

БАЗОВАЯ КАФЕДРА В СОСТАВЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА: ОПЫТ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ

Авторы: А. Г. Жуков, Г. Н. Жуков
Раздел: Профессиональное образование и технологическое обучение в РФ и за рубежом

УДК 378

Г. Н. Жуков, А. Г. Жуков

G. N. Zhukov, A. G. Zhukov

Жуков Геннадий Николаевич, доктор пед. наук, профессор, зав. кафедрой РГППУ, г. Екатеринбург, Россия.

Жуков Алексей Геннадьевич, старший преподаватель РГППУ, г. Екатеринбург, Россия.

Zhukov Gennady Nikolaevich, Doctor of Ped. Sci., Professor, Head of the Department of the Russian State Pedagogical University, Zhukov Alexey Gennadievich, senior lecturer, RGPPU, Yekaterinburg, Rossiya.

БАЗОВАЯ КАФЕДРА В СОСТАВЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА: ОПЫТ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ

THE BASIC CHAIR IN STRUCTURE OF IS PROFESSIONAL-PEDAGOGICAL UNIVERSITY: THE EXPERIENCE OF CREATION AND FUNCTIONING

Аннотация. В статье рассмотрено создание и функционирование базовых кафедр вузов как инновационных подразделений, представляющих одну из перспективных форм практико-ориентированной подготовки кадров. Базовые кафедры рассмотрены на примере интегрированных базовых кафедр Российского государственного профессионально-педагогического университета.

Abstract. The article deals with the creation and functioning of the basic departments of higher education institutions as innovative units that represent one of the promising forms of practice-oriented training of personnel. Basic chairs are considered on the example of integrated basic departments of the Russian State Vocational and Pedagogical University.

Ключевые слова: базовая кафедра, интегрированная базовая кафедра, цели, задачи, направления подготовки.

Keywords: basic chair, integrated basic department: oals, objectives, directions of training.

Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», профессиональное образование является частью общей системы образования и ключевым фактором социально-экономического развития общества и необходимо для формирования специалиста, профессионала. Для решения задач модернизации российской экономики и создания национальной инновационной системы необходимы квалифицированные специалисты различных направлений подготовки, готовые к творческой профессиональной деятельности, способные комплексно сочетать педагогическую, исследовательскую, проектную и предпринимательскую деятельность посредством реализации новой модели образования – «образования будущего».

В развитии личности будущего специалиста важной стадией является профессиональная подготовка, предполагающая процесс обучения и воспитания в образовательной организации профессионального образования, когда завершается профессиональное самоопределение и формируется готовность к профессиональной деятельности, выступающая одновременно целью, результатом профессионального развития обучающихся и системообразующим фактором будущей профессиональной деятельности.

В обеспечении устойчивого социально-экономического развития общества большое значение имеет профессионально-педагогическое образование (ППО), которое должно быть ориентировано на конкретный регион и складывающуюся при этом территориально-экономическую ситуацию. Таким образом, совершенствование экономики региона должно опираться на формируемый «человеческий капитал» и реализовываться при одновременно осуществляемом профессиональном и профессионально-педагогическом образовании по подготовке кадров. Подготовка квалифицированных педагогов и мастеров производственного обучения в процессе ППО является условием эффективного развития профессионального образования региона и, как следствие, экономики региона в целом.

Современная стратегия инновационного развития России на период до 2020 года предопределила необходимость изменения механизмов интеграции субъектов образовательной и производственной деятельности на основе пространственного структурирования и партнерства. Одним из таких механизмов сегодня становится сетевая форма реализации образовательных программ, сущность которой изложена в статье 15 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Сетевая форма организации образования реализуется в процессе сетевого взаимодействия образовательных организаций и социальных партнеров. В пункте 1 статьи 15 закона № 273-ФЗ отмечается, что сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения обучающимися образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также, при необходимости, с использованием ресурсов иных организаций. обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.

Среди приоритетных форм развития образовательных организаций по реализации ФГОС сегодня рассматривается создание университетских кафедр на базе других организаций в том числе и образовательных, имеющих соответствующий профиль подготовки специалистов. В пункте 3 статьи 27 и пункте 2 статьи 72 закона «Об образовании в Российской Федерации» отмечается, что «профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования могут создаваться кафедры и иные структурные подразделения, обеспечивающие практическую подготовку обучающихся на базе иных организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования».

Порядок, цели и условия создания профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования кафедр и иных структурных подразделений, обеспечивающих практическую подготовку обучающихся на базе иных организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы, установлены в приказах. Министерства образования и науки Российской Федерации № 159 от 06.03.2013 г. и № 958 от 14.08.2013 г. [3, 4].

Исходя из вышесказанного, «базовой кафедрой» может быть университетская кафедра территориально удаленная от головной образовательной организации, созданная на базе организации, осуществляющей деятельность по направлению и профилю соответствующей образовательной программы вуза [2]. По данным Минобрнауки РФ сегодня действуют более полутора тысяч базовых кафедр на предприятиях и организациях России. При этом сама организация, где создана «базовая кафедра», называется «базовой организацией».

В Российском государственном профессионально-педагогическом университете (РГППУ) создана система удаленных базовых кафедр в рамках различных регионов (в Свердловской, Кемеровской, в Омской и других областях). Особенностью данных территориально удаленных базовых кафедр является то, что образовательный процесс в них охватывает различные направления и профили подготовки будущих педагогов профессионального обучения. Вот поэтому они получили название «интегрированные базовые кафедры» (ИБК). Следовательно, под интегрированной базовой кафедрой будем понимать кафедру, территориально удаленную от головного вуза и действующую на базе профессиональной образовательной организации (Базовая организация), осуществляющей образовательный процесс по нескольким направлениям и профилям подготовки бакалавров и магистров. В качестве примера удаленной интегрированной базовой кафедры, действующей в настоящее время можно привести созданную приказом ректора РГППУ в г. Кемерово [1].

ИБК создана в порядке, установленном Приказом Министерства образования и науки РФ № 958 от 14.08.2013 г. [4] на основе договора о создании интегрированной базовой кафедры университета и базовой организации, в соответствии с уставами ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» и ЧОУ ПО «Кемеровский кооперативный техникум», на основании решения ученого совета университета и решения педагогического совета техникума. Базовая интегрированная кафедра РГППУ в г. Кемерово получила название – «Профессионально-педагогического образования» (ППО).

ИБК ППО подчиняется непосредственно директору института развития территориальных систем профессионально-педагогического образования РГППУ. Кафедра ППО располагается на территории базовой организации Кемеровского кооперативного техникума и осуществляет свою деятельность на основании положения об интегрированной базовой кафедре в г. Кемерово.

Кафедру возглавляет заведующий, избранный Ученым советом РГППУ. В функции заведующего входит взаимодействие с административными, финансовыми, учебными, научными и хозяйственными подразделениями РГППУ. Заведующий кафедрой организует взаимодействие с ККТ и другими организациями в части совместной образовательной, научно-исследовательской и инновационной деятельности; обеспечивает привлечение к образовательному процессу высококвалифицированных специалистов РГППУ, базовой организации, государственных и муниципальных органов, предприятий и организаций, вузовско-академических центров; представляет интересы кафедры на заседаниях ученого совета РГППУ, совещаниях различного уровня.

Целью ИБК ППО является интеграции науки и практики среднего профессионального образования и высшего образования для реализации части образовательных программ бакалавриата, магистратуры, профессиональной переподготовки и повышения квалификации, обеспечивающих практическую подготовку обучающихся и эффективное использование научного и инновационного потенциала РГППУ при выполнении совместных образовательных, научно-исследовательских и учебно-методических работ по заказам НОУ СПО «Кемеровский кооперативный техникум» (базовая организация) или иных организаций Кемеровской области. При этом предполагается активное использование ресурсов базовой и иных организаций с использованием сетевых форм взаимодействия для проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой РГППУ.

Основными задачами ИБК ППО являются:

  1. Организация и ведение образовательного процесса, включая виды работ, предусмотренные учебным планом образовательной программы.
  2. Привлечение к ведению практической подготовки обучающихся, ведущих преподавателей и специалистов базовой и других организации.
  3. Активное использование сетевой формы реализации образовательных программ и применение электронного обучения, в том числе дистанционных образовательных технологий.
  4. Разработка и реализация программ дополнительного профессионального образования в интересах повышения квалификации работников базовой организации, других предприятий и организаций Кемеровской области.
  5. Проведение научно-исследовательских и иных работ по заказам базовой организации, других предприятий и организаций Кемеровской области. Осуществление инновационной деятельности на ИБК.
  6. Подготовка научно-педагогических кадров высшей квалификации (осуществление научного руководства, подготовкой магистерских и кандидатских диссертаций работников базовой и других организации, являющихся магистрантами, аспирантами, соискателями университета, либо других образовательных организаций).
  7. Анализ и подготовка рекомендаций по совершенствованию учебных планов и рабочих программ учебных дисциплин по направлениям ИБК с привлечением высококвалифицированных сотрудников базовой организации.
  8. Разработка программ целевой подготовки педагогических кадров для базовой и других организации по согласованным основным и дополнительным образовательным программам.
  9. Проведение учебно-методической работы, в том числе:
    9.1. Участие в разработке учебных планов подготовки бакалавров и магистров по соответствующим направлениям.
    9.2. Разработка и представление на утверждение проректору по образованию университета рабочих учебных программ по дисциплинам, преподавание которых обеспечивает ИБК, в соответствии с учебными планами.
    9.3. Подготовка учебников, учебных и методических пособий по дисциплинам ИБК.
  10. Содействие научно-исследовательской деятельности университета, путем привлечения экспериментальной и производственной базы базовой организации для выполнения экспериментальной части научно-исследовательских работ (по согласованию).
  11. Проведение совместных, научно-практических мероприятий (семинаров, конференций) по приоритетным, научно-прикладным направлениям профессионально-педагогического образования. Организация совместных научных и научно-методических публикаций.
  12. Проведение агитационной и профориентационной работы в базовой организации и профильных предприятиях и организациях с целью формирования контингента студентов и слушателей заочной формы обучения.
  13. Проведение мероприятий по обеспечению безопасности жизнедеятельности в соответствии с университетскими планами и планами базовой организации.

Для достижения целей и задач ИБК ППО разрабатывается перспективный план развития кафедры на ближайшие 5 лет, который включает следующие основные направления деятельности:

  1. Обеспечение необходимого качества квалификационного уровня профессорско-преподавательского состава.
  2. Методическое и электронно-библиотечное обеспечение учебного процесса.
  3. Развитие учебно-материальной базы.
  4. Совершенствование научно-методической деятельности.
  5. Обеспечение необходимого экономического положения кафедры.
  6. Использование рациональных методов управления кафедрой.
  7. Осуществление изучения рынка труда и определение потребности в нужных специалистах.
  8. Обеспечение высокого качества подготовки специалистов.

Финансово-хозяйственная деятельность ИБК ППО осуществляется в рамках плана финансово-хозяйственной деятельности РГППУ. Источником финансирования научно-образовательной деятельности кафедры являются бюджетные и внебюджетные средства.

Базовая организация должна обладать ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики обучающихся и осуществления иных видов образовательной деятельности, предусмотренных ФГОС высшего образования по направлению подготовки 44.03.04 «Профессиональное обучение (по отраслям)», осуществляет образовательную деятельность по данному профилю и способна обеспечить учебно-производственную адаптацию к педагогической и иной деятельности на базе личностно-ориентированного подхода к формированию профессиональных, личностных и социальных компетенций на условиях взаимной заинтересованности и долгосрочного сотрудничества.

Идея создания базовых кафедр не нова, но инновационным является современная интерпретация ее реализации и представляет одну из приоритетных форм развития взаимодействий организаций высшего образования и предприятий. У ведущих российских университетов есть достаточно обширный опыт такого сотрудничества на предприятиях и в научных организациях, который позволяет привлекать к учебному процессу специалистов-практиков и сделать подготовку специалистов профессиональной и эффективной.

Кроме того, обучение на базовых кафедрах позволит получить опыт управления проектами и умение проводить анализ эффективности и результативности принятия решений. Также выполнение выпускных квалификационных работ и научно-исследовательской деятельности применительно к практическим задачам производства позволяет максимально эффективно использовать ресурсы базовых кафедр.

Таким образом, интегрированная базовая кафедра является достаточно новой структурой, которой с одной стороны присущи все функции, характерные для любой кафедры университета, а с другой она имеет достаточно большую долю самостоятельности в принятии решений, касающихся организации образовательного процесса как территориально удаленная структура вуза. В настоящее время на ИБК ППО в г. Кемерово осуществляется подготовка по следующим направлениям и профилям:

Профессиональное обучение (по отраслям): профиль: Правоведение и правоохранительная деятельность;

Психолого-педагогическое образование, профиль: Психология и педагогика дошкольного образования;

Физическая культура, профиль: Спортивный менеджмент.

В заключении отметим, что базовая кафедра и особенно территориально удаленная представляет сегодня одну из перспективных форм практико-ориентированной подготовки кадров в регионах, где такая потребность имеется. Интегрированная базовая кафедра позволяет расширить реализуемые функции и за счет этого укрепить позиции вуза в регионе.

Список литературы

  1. Жуков, А. Г. Возможности ресурсов сетевого взаимодействия базовой кафедры и социальных партнеров [Текст] / Г. Н. Жуков // Актуальные вопросы профессионально-педагогического образования / Сборник научно-метод. работ, №2 / Под ред. Г.Н. Жукова, Г.Д. Бухаровой, Г. Ф. Приваловой. Уфа : науч.-издат. центр «Аэтерна» – 2016. – С 16-20.
  2. Жуков, Г. Н. Базовые кафедры профессионально-педагогического вуза: ситуационный подход [Текст] / Г. Н. Жуков, В. Т. Сопегина // Профессиональное образование. Столица. – 2015. – №7. – С. 20-22.
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 6 марта 2013 г. N 159 г. Москва «Об утверждении Порядка создания образовательными организациями, реализующими образовательные программы высшего образования, в научных организациях и иных организациях, осуществляющих научную (научно-исследовательскую) деятельность, кафедр, осуществляющих образовательную деятельность».
  4. Приказ Минобрнауки РФ от 14.08.2013 n 958 «Об утверждении порядка создания профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования кафедр и иных структурных подразделений, обеспечивающих практическую подготовку обучающихся, на базе иных организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы» (зарегистрировано в Минюсте РФ 30.08.2013 n 29819).
Теги: базовая кафедра, интегрированная базовая кафедра, цели, задачи, направления подготовки, basic chair, integrated basic department

Оставить комментарий







Авторизация
E-mail

Пароль  


Регистрация