ОБЩИЕ ВОПРОСЫ СОЗДАНИЯ УЧЕБНЫХ ФИЛЬМОВ

Раздел: Учебный видеофильм. Учебная презентация

Журнал: Мультимедийные технологии в обучении

15 февраля 2012 г.

Авторы: Сликишина Ирина Викентьевна

И. В. Сликишина

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ СОЗДАНИЯ УЧЕБНЫХ ФИЛЬМОВ

  В списке основных профессиональных навыков учителя-предметника на одном из приоритетных  мест должен располагаться навык создания учебного фильма. Создание учебного фильма состоит из нескольких этапов, которые обычно осуществляет учитель при подготовке к уроку. Это и подбор наиболее интересного материала, изложение  его наиболее доступными для понимания средствами и, используя предоставленное время и технические средства закрепление и проверка полученных знаний.
 
    Рассмотрим принцип построения учебного фильма.
 
    Первый этап – разработка  сценария. Он создается учителем на основе уже отобранного материала, с добавлением необходимых обновлений, поскольку учебный фильм обладает более широким спектром презентативных возможностей. Чем шире учитель использует разнообразные способы представления нового материала, тем ярче и качественнее будет учебный фильм.
 
    Второй этап – выбор средств, необходимых для реализации проекта. То есть, на этом этапе решается вопрос: какое программное обеспечение позволит создать фильм по разработанному сценарию?
В качестве необходимого ПО может выступать практически любая оболочка, одной из функций которой является создание видео файлов либо с расширением *.avi, либо с расширением *.swf. В пакете свободно распространяемого программного обеспечения есть следующие программы:
1.kdeinlive;
2.KINO.
 
    Kdenlive (KDE Non-Linear Video Editor) программа для нелинейного видеомонтажа, гибкая и простая в использовании использования. Проект был начат Джесоном Вудом в 2002 году. Kdenlive поддерживает экспорт и импорт во все форматы, поддерживаемые FFmpeg. Поддерживается импорт с DV и V4L-устройств, захват видео с экрана, экспорт на DVD. http://kdenlive.org/ - официальный сайт проекта.
 
    Kino — нелинейный редактор Digital Video (DV. Имеет интеграцию с IEEE 1394 для захвата, VTR-контроля, и запись обратно на камеру. Захватывает видео на диск в Raw DV и AVI-форматы типа-1 DV и тип-2 DV. http://www.kinodv.org/- официальный сайт.
Данные программные среды позволяют изменять порядок следования фрагментов фильма, то есть дают пользователю средства монтажа, и позволяют создавать готовые к просмотру видео ролики.
 
    Это программы-оболочки, которые  используются под Linux. Они сочетают в себе простоту и функциональность, которые способствуют освоению их любым пользователем.
 
    Третий этап создания учебного фильма – выбор необходимого количества графических объектов. Их можно  создать или найти. Обычно эта проблема решается следующим образом: в соответствии со сценарием сделать подборку рисунков и текста. Рисунки можно отсканировать, нарисовать или найти в сети. Кроме того, при изучении нового программного обеспечения необходимо использовать снимки экранов, так называемые скриншоты.
 
    В набор программ, свободно распространяемых среди учебных заведений входит Xvidcap. В ее функции входит запись видео с экрана или с определенного его участка. Настроек программа содержит минимум, сохраняет запись всего в один формат, но большего чаще всего и не требуется. Кроме того, при хорошем быстродействии системы можно снимать и «изменение содержимого экрана во времени». То есть через определенные промежутки времени содержимое экрана добавляется к avi-файлу в качестве очередного кадра. До начала «съемок» фильма обязательно определяются имя сохраняемого файла и ряд параметров, задающий скорость чередования кадров и продолжительность фрагмента.
 
    Следующий этап – непосредственно монтаж фильма из собранных объектов. Графические объекты размещаются на шкале времени (timeline) в оболочках Kdeinlive и KINO и придании действию специальных видео-эффектов (переходы, перемещение объектов, изменение их размера, формы, наложение звуков и т.п.).
Наиболее простой пример учебного фильма - фильм, состоящий из динамичного чередования кадров. Следующий уровень сложности  - фильм, сопровождающийся комментариями. Это могут быть титры, текстовые блоки и звуки речи.
 
     И самый сложный уровень -  полностью функциональный фильм. Он требует хороших функциональных и технических возможностей компьютера. В целом, процесс создания учебного фильма требует определенных навыков и опыта. Но реализация его в образовательном процессе обеспечивает массу дидактических преимуществ.
 
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
PDF