ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ, КАК СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ТЕСТОЛОГИИ

Раздел: Научные исследования в педагогике

Журнал: Педагогические инновации в современной системе образования

3 сентября 2009 г.

Авторы: Новоселова Ксения Витальевна

К. В. Новоселова

ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ, КАК СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ТЕСТОЛОГИИ

В современной лексике под термином «тест» подразумевается испытание или проверка чего-либо (например, прочности отдельных деталей машин или какого-то механизма в целом), или кого-либо (экзаменационный тест, психологический тест, медицинский тест). Любой тест состоит из набора тестовых заданий, подобранных определенным образом (на основе разработанного для каждого испытания некоего стандарта) для выявления тех или иных свойств, функций, знаний и т.п. [2]

В последнее время в школах и вузах все чаще используются современные средства контроля и оценки качества обучения. Но, исходя из анализа применения средств контроля в учебных заведениях, можно сделать вывод о том, что преподавателям не хватает теоретических знаний и практических умений в вопросах тестологии, из-за чего формируется и негативное отношение к применению тестов и со стороны учащихся, и родителей, и самих педагогов. Учителю сложно, основываясь на неполной или не совсем достоверной базе знаний в области тестологии, осуществлять управление, а тем более повышать эффект образовательного процесса.

«Достаточно примеров «натаскивания» выпускников образовательных учреждений на тесты ЕГЭ, вместо полноценного разностороннего обучения. Еще одно проявление дилетантизма в применении теории педагогических измерений - огромное число предлагаемых «тестов» и автоматизированных систем педагогического контроля, не отвечающих элементарным требованиям и свидетельствующих о низкой степени подготовки авторов к использованию современных средств оценивания результатов обучения. Внедрение тестовых технологий в ходе проведения эксперимента по ЕГЭ, аттестации обучающихся, текущего контроля знаний требует профессиональной подготовки педагогов. Одной из главных причин, мешающих проведению эксперимента по ЕГЭ, учителя школ называют низкий уровень технической и методической подготовки по вопросам современных методов и форм контроля результатов обучения. Вопросы педагогических измерений становятся основным содержанием курсов повышения квалификации учителей во всех регионах России».[3]

Эксперимент по проведению единого экзамена (ЕГЭ) проводится в России уже с 2001 г. Также в учебных заведениях всех уровней идут аттестационные, централизованные, on-line тестирования, т.е. применение тестирования в различных областях образования увеличивается масштабно. Но подготовку специалистов, владеющих хотя бы основами тестологии, ни до проведения ЕГЭ, ни с началом реализации данного эксперимента не осуществлял ни один вуз. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования остался без существенных изменений, касающихся данного вопроса.  Министерством образования РФ в 2000г. были утверждены «Временные государственные требования  к минимуму содержания профессиональной образовательной программы и уровню подготовки лиц при получении дополнительной квалификации "Тестолог (специалист в области педагогических измерений)", и в соответствии с этими требованиями уже организовано дополнительное обучение в таких вузах страны, как Российский университет дружбы народов, Томский политехнический университет.

Минимальный объем теоретической подготовки по данной программе дополнительного профессионального образования составляет около 1250 часов, что рассчитано примерно на 37 недель, т.е. один учебный год. Программа обучения строится по следующим направлениям:

1) педагогика и психология, управление образовательными системами;

2) теоретические основы педагогических измерений;

3) измерения в образовании, педагогические измерения в системе управления качеством образования;

4) российская и зарубежная теория и практика конструирования педагогических тестов;

5) применение тестов в образовании, психологические проблемы тестирования;

6) программно-педагогические и программно-инструментальные средства для разработки и применения педагогических тестов;

7) математико-статистические методы в педагогических измерениях, основы математического моделирования;

8) адаптивное тестирование в образовании. [4,5]

По окончании обучения слушателями данного курса будет получен диплом, удостоверяющий получение дополнительной квалификации «Тестолог (специалист в области педагогических измерений)», но спрос на рынке труда именно на специалистов «тестологов» не велик. Например, если в психологии применение тестов это более или менее собранная в единое целое часть процесса оценивания психологических свойств личности, то применение педагогических тестов в учебном процессе это огромный еще не сформировавшийся пласт системы образования. Поэтому целесообразно было бы готовить именно педагогов в качестве тестологов, поэтому мы предлагаем осуществлять обучение тестологии в педагогическом вузе.

Движение в этом направлении есть. Нельзя не отметить, что Министерством образования и науки РФ в 2005 г. был принят Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования для учителей, в котором в отличие от предыдущего стандарта 2000 г. появилась такая дисциплина, как «Современные средства оценивания результатов обучения», на преподавание которой отводится всего 60 часов. Данное количество времени не может обеспечить полноценное обучение тестологии, а может взять на себя только ознакомительную функцию, что не является достаточным для подготовки педагогов-тестологов, как высококвалифицированных специалистов в области тестового контроля.

К примеру, для решения данной проблемы на биолого-химическом факультете Томского государственного педагогического университета (ТГПУ) предложено использовать факультативные занятия. Факультативный курс «Педагогические измерения» введен в учебный план студентов ТГПУ по специальностям «Химия с дополнительной специальностью» и «Биология с дополнительной специальностью». [3]

Действия разных вузов по созданию курсов повышения квалификации для педагогов по вопросам тестирования, факультативных занятий, образовательных программ для получения дополнительной специальности «тестолог»,  по сути, направлены в одну сторону. Образовательные стандарты высшего профессионального образования педагогических вузов в связи с широким распространением тестирования как инструмента диагностики уровня подготовленности учащихся, выпускников школ, абитуриентов, студентов, специалистов, нуждаются во внедрении дисциплин направленных на изучение тестологии. Ни одной дисциплины, а именно нескольких. Ведь помимо введения новых специальных предметов, стандарты таких дисциплин, как педагогика, психология, должны включить в себя целые разделы, посвященные вопросам организации тестирования, особенностям и проблемам проведения.

При разработке нового стандарта необходимо учесть специфику методики преподавания различных предметов, и оптимизировать обучение для студентов разных специальностей. Теоретические основы теории педагогических измерений должны тут же подкрепляться практическими занятиями в области конкретной науки. Это должны быть и самостоятельная разработка тестовых материалов, соответствующих предъявляемым требованиям с применением различных методик, и анализ уже готовых заданий, представленных в тестовой форме, с целью выявления соответствия предметной области, оценивания информативности, валидности и других характеристик теста, целесообразности выбора вида теста, а также необходимо обучение статистической обработке данных, использованию математико-статистических пакетов для выполнения расчетов по оценке характеристик заданий и тестов и т.д.

Очевидно, что при современной системе образования каждому педагогу необходимо обладать знаниями и умениями в области разработки и использования педагогических измерительных материалов. Чтобы добиться высоких результатов при обучении учителей основам тестологии,  его необходимо начинать еще в вузе. Начинающий учитель будет обладать необходимыми знаниями для контроля и оценки качества обучения, уметь самостоятельно разрабатывать средства, правильно определять роль и место тестов в учебном процессе, а также интерпретировать результаты обработки данных тестирования. Широкое применение тестов в практике образования приводит к необходимости воспитания и обучения специалистов в данной области.

Литература

1) Кадневский В.М. Кто научит учителя готовить школьников к ЕГЭ. - Режим доступа: http://edu.ksu.ru/russian/note/generaledu/page=8/id=881/?print

2) Кадневский В.М. Тестовая культура как феномен цивилизации. - Режим доступа: http://www.vita-centr.ru/Other/358.doc

3) Михайлова Н.С. Использование факультативного курса по теории педагогических измерений для профессиональной подготовки студентов педвуза. - Режим  доступа: http://old.tspu.edu.ru/seminar/doklady/3/Mikhaylova3.doc

4) Российский  университет дружбы народов [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://www.rudn.ru

5) Томский политехнический университет [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://www.tpu.ru

PDF