ПРИМЕНЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ КУРСОВОГО ПРОЕКТА

Раздел: Основные направления повышения качества образовательного процесса

Журнал: Материалы XIII Международной научно-практической конференции. Часть 1

30 января 2019 г.

Авторы: Сапожникова Лариса Александровна

УДК 377:371.385.5

Л. А. Сапожникова

L. A. Saposhnikova

Сапожникова Лариса Александровна, преподаватель, ГПОУ «Новокузнецкий строительный техникум», г. Новокузнецк.

Saposhnikova Larisa Aleksandrovna, a teacher of special subjects of SPET «Novokuznetsk constructive technical college», Novokuznetsk.

ПРИМЕНЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ КУРСОВОГО ПРОЕКТА

APPLIENCE OF ACTIVITY TECHNOLOGIES WHILE DEING (PERFORMING) COURSES PROJECTS

Аннотация. В данной статье рассматривается применение деятельностных технологий при выполнении курсового проекта. Приведена структура действий при деятельностном подходе, рассмотрены поставленные задачи, которые были решены при применении данной технологии. Деятельностные технологии помогают раскрепостить мышление студентов, развивают способность мыслить творчески, позволяют повысить качество подготовки специалистов к практической профессиональной деятельности.

Abstract. This article discusses the use of activity technologies in the implementation of the course project. The structure of actions in the activity approach is presented, the tasks that have been solved when applying this technology are considered. Activity-based technologies help to free up the thinking of students, develop the ability to think creatively, and improve the quality of training for practical professional activities.

Ключевые слова: деятельность, деятельностные технологии, деятельностный подход, принцип деятельности, принцип непрерывности, принцип вариантности.

Keywords: activity, activity technologist, activity method (cpoint of view), principle of holistic represertation, principle of continuity.

 

В связи с развитием научно-технического прогресса общество определяет социальный заказ на подготовку творческого специалиста, владеющего исследовательскими умениями и навыками, способного ориентироваться в потоке научной информации, современных информационных технологиях.

Основу концепции современного подхода к обучению составляет положение: усвоение содержания обучения и развитие студента происходит в процессе его собственной деятельности. Такие технологии помогают раскрепостить мышление студентов, развивают способность мыслить творчески, позволяют повысить качество подготовки специалистов к практической профессиональной деятельности [4].

Ведущая цель при использовании деятельностного подхода – подготовка специалиста, способного квалифицированно решать профессиональные задачи, что включает в себя анализ производственных ситуаций, решение производственных задач, деловые игры имитирующие «погружение в профессиональную деятельность».

В учебном процессе средней профессиональной школы профессиональная деятельность реализуется в частности через курсовое проектирование. При выполнении курсовых проектов студенты поставлены перед необходимостью анализировать, сравнивать, оценивать данные и варианты решений поставленных задач, систематизировать материал, делать обобщения, выводы. В процессе проектирования студенты должны пользоваться специальной литературой, периодикой, работать с базами данных, пользуясь сетью Internet.

Структура действий при деятельностном подходе включает в себя следующую последовательность шагов:

1.  Самоопределение к деятельности. На данном этапе организуется положительное самоопределение студента к деятельности на уроке, а именно:

  • создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);
  • выделяется содержательная область («могу»).

2.  Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Данный этап предполагает подготовку мышления студентов к проектировочной деятельности:

  • актуализацию знаний, умений, навыков, достаточных для построения нового способа действий;
  • тренировку соответствующих мыслительных операций [2].

При проведении данного этапа рекомендуется использовать:

  • коллективные формы работы, коммуникативное взаимодействие, эвристическую беседу;
  • индивидуальные формы работы: задание для самостоятельного выполнения.

При деятельностном подходе наиболее важными становятся действия преподавателя, поскольку именно от него зависит то, что будет усвоено в изучаемом материале. Применение деятельностных технологий при изучении МДК.02.01 «Основы расчета и проектирование сварных конструкций» и выполнении курсового проекта дало возможность решить следующие задачи:

  • активно включить студента в учебно-познавательную поисковую деятельность на основе внутренней мотивации;
  • организовать совместную деятельность преподавателя и студентов;
  • обеспечить диалогическое общение не только между педагогом и студентом, но и между учащимися.

Деятельность студентов при выполнении курсового проекта носит алгоритмический характер, т. е. выполняется по методическим указаниям, строительным нормам и правилам, сходным с показанным примером-расчетом.

Большинство студентов отдает предпочтение урокам, на которых преподаватель и студент ищут верный путь решения проблемы. Этот процесс становится эффективным, когда он двусторонний. Даже если студент не «блещет результатами», но заинтересован в работе, то он может добиться цели. Так как основу концепции деятельностного подхода к обучению составляет положение: усвоение содержания обучения и развития студента происходит в процессе его собственной деятельности, поэтому осуществляя данный подход, организуем работу на уроках так, чтобы студенты были субъектами собственной деятельности:

  • сами осознали и сформулировали проблему, цель и задачи по темам курсового и дипломного проектирования;
  • предложили наиболее рациональные способы решения проблемы;
  • сумели применить полученные знания на практике.

Таким образом, знания студентов были результатом их собственного поиска, и задача преподавателя – методически грамотно организовать этот поиск. Реализацию элементов деятельностной технологии обеспечивает система дидактических принципов [3]. Не претендуя на полноту перечисленных принципов, назовем лишь некоторые из них, с нашей точки зрения наиболее значимых:

  • Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности студента и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие» им нового знания.
  • Принцип непрерывности означает такую организацию обучения, когда результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа.
  • Принцип целостного представления означает, что у студента должно быть сформулировано обобщенное целостное представление о роли и месте спец. дисциплин в системе наук.
  • Принцип минимакса заключается в том, что техникум предлагает каждому студенту образование на максимальном (творческом) уровне и обеспечивает его усвоение на уровне социально-безопасного минимума (ФГОС СПО 22.02.06. Сварочное производство).
  • Принцип психологической комфортности предлагает снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на уроке доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества.
  • Принцип вариантности предлагает развитие у студентов вариативного мышления, т. е. понимания возможности различных вариантов решения проблемы.
  • Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности студентов, приобретения ими собственного опыта творческой деятельности, формирование способности самостоятельно находить решение нестандартных задач и производственных ситуаций [1].

Такой подход помогает решить следующие задачи:

  • Организовать процесс познания путем самостоятельной деятельности студентов, что, как показывает практика, эффективнее готового знания.
  • Учесть индивидуальные способности студентов (задания различаются по сложности, кроме того, при выполнении курсового проекта и дипломного проекта каждый студент сам определяет комплекс технических показателей, которые необходимо рассчитать в заключительной части).
  • Включить студентов в процесс самостоятельного добывания знаний путем решения учебных проблем, сформировать у них мотив учения, потребности в знаниях, обозначить способы их применения в конкретных заданиях.

Критериями оценки применения данного подхода при выполнении курсового проекта являются не только достижение целей проекта, которые не только обеспечивают технологию, но и внедрение современных новейших решений. Если цель проекта достигнута, то мы можем рассчитывать на получение качественно новых результатов реализации данных технологий, выраженных в развитии познавательных способностей студентов и их самостоятельности в учебной, а затем в производственной деятельности.

Список литературы

  1. Андреев, А. Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа [Текст] / А. Л. Андреев // Педагогика. – № 4. – 2005. – С. 19–27.
  2. Власова, А. Утром – практика, вечером – теория [Текст] / А. Власова // Российская газета. – 2006. – № 286. – С. 11.
  3. Краснова, Т. И. Инновации в системе оценивания учебной деятельности студентов [Текст] / Т. И. Краснова // Образование для устойчивого развития. – Минск : Издательский центр БГУ, 2005. – С. 438–440.
  4. Купаевцев, А. В. Деятельностная альтернатива в образовании [Текст] / А. В. Купаевцев // Педагогика, № 10. – 2005. – С. 27–33.
PDF