СОЦИАЛИЗАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБЩЕСТВЕННО-АКТИВНОЙ ШКОЛЕ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОЕКТОВ

Раздел: Основные направления повышения качества образовательного процесса

Журнал: Материалы XIII Международной научно-практической конференции. Часть 1

30 января 2019 г.

Авторы: Петрова Антонина Петровна

УДК [371.212:316.614]:371.398

А. П. Петрова

A. P. Petrova

Петрова Антонина Петровна, учитель технологии, МБОУ «Школа № 32», г. Полысаево.

Petrova Antonina Petrovna, the teacher of technology, School № 32, Polysaevo.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБЩЕСТВЕННО-АКТИВНОЙ ШКОЛЕ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОЕКТОВ

SOCIALIZATION OF STUDENTS AT PUBLICLY-ACTIVE SCHOOL THROUGH REALIZATION OF PROJECTS

Аннотация. Данный материал дает информацию об организации внеурочной деятельности с использованием проектов. Представлен опыт реализации акций и социальных проектов: «Рука помощи», «Полотно Победы», и показаны воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников.

Abstract. This material gives information about the organization of extracurricular activity through the realization of such social projects as: «The helping hand», «Linen of Victory». The educational results of extracurricular activity of schoolchildren are shown in this article.

Ключевые слова: социализация, внеурочная деятельность, общественно-активная школа, акция, проект.

Keywords: socialization, extracurricular activity, publicly-active school, project.

 

Социализация – непрерывный и многогранный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Однако наиболее интенсивно он протекает в детстве и юности, когда закладываются все базовые ценностные ориентации, усваиваются основные социальные нормы и отклонения, формируется мотивация социального поведения [1].

Одной из основных задач школы является воспитание обучающихся. Цель общественно-активной школы – повышение гражданской активности через развитие общественно-активного движения в микрорайоне, округе, городе. Грамотно организованная внеурочная деятельность способствует созданию условий для достижения учащимися необходимого социального опыта, формирования принимаемой обществом системы ценностей, социализации каждого учащегося. Созидательная деятельность учащихся во внеурочное время обеспечивает активизацию социальных, интеллектуальных интересов детей в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, способной на социально-значимую практическую работу, реализацию добровольческих инициатив.

Наша школа является культурным, спортивным, информационным центром поселка Красногорский. Образовательное учреждение ставит своей целью не только предоставление образовательных услуг ученикам, но и развитие местного сообщества, привлечение родителей и жителей микрорайона к решению социальных и других проблем, стоящих как перед школой, так и перед сообществом. Развиваясь по модели общественно-активной школы, мы стали открытой единой общественной системой.

В своем представлении о том, какой должна быть наша школа, мы исходим из следующих позиций:

  • школа призвана обеспечить образовательные потребности, в первую очередь, микрорайона (микросоциума);
  • школа должна обеспечить условия для развития, обучения, становления и творчества каждого обучающегося, а это возможно только в режиме непрерывного развития и творческого поиска прогрессивных технологий, методик, роста профессионализма на педагогическом и управленческом уровне;
  • школа обеспечивает различные виды деятельности во внеклассной, внешкольной работе, предоставляя широкие возможности для развития и становления личности;
  • жизнь школьного сообщества основана на доверительных отношениях, на создании ситуации успеха, которые способствуют адаптации ученика к условиям жизни в быстро меняющемся мире;
  • школа призвана обеспечить охрану и укрепление здоровья подрастающего поколения. Здоровый ребенок более обучаем, благополучен и счастлив;
  • школа считает родителей первыми педагогами и всегда готова к конструктивному взаимодействию с ними.

При организации внеурочной деятельности мы учли структуру нашей образовательной организации, запросы и потребности учащихся и родителей. Приняли во внимание следующие требования ФГОС ООО к организации внеурочной деятельности:

  • часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся;
  • аудиторных занятий не должно быть более 50 %;
  • все виды внеурочной деятельности должны быть ориентированы на воспитательные результаты.

К сожалению, есть риск того, что в основной школе у обучающихся интерес к внеурочной деятельности постепенно может снижаться. Одним из вариантов решения данной проблемы является участие школьников в проектах и акциях. Ведь подготовка и участие в общешкольном воспитательном событии позволяют ребёнку овладевать универсальными способами деятельности (компетенциями) и демонстрировать уровень их развития. При этом включение учащихся в процессы проектирования, конструирования и моделирования, реализации проекта с последующей оценкой достигнутого результата деятельности становится обязательным фактором взаимодействия учителя и учеников.

Выполняя проект «Скорая помощь поварам», учащиеся 5 класса в рамках Весенней недели добра сшили и подарили поварам школьной столовой яркие прихватки из лоскутков.

При участии в акции «Дети – детям» обучающиеся 7 класса, реализуя свой проект, изготовили для воспитанников дошкольных групп динамические игрушки: спортивную дорожку и азбуку на кубиках и научили их использовать в игровой деятельности.

Учащиеся 6 класса, принимая участие в акции «Рука помощи», сшили и подарили приюту для животных мягкие коврики для кошек и собак, а еще они собрали корм для животных.

Проект «Школьная весна» позволяет ребятам с разными способностями проявить себя. Умеешь петь, танцевать – выходи на сцену. Хорошо рисуешь – занимайся оформлением сцены. Умеешь работать руками – делай реквизит и костюмы. А также можешь помочь, просто приглашая на выступление зрителей. По итогам городского фестиваля – конкурса «Школьная весна» ребята школы неоднократно были отмечены как лауреаты в номинации «Театр моды», «Оригинальный номер».

В канун празднования 70-летнего юбилея Великой Победы нашим добровольческим центром «Открытые сердца» был реализован проект «Полотно Победы», который до сих пор не утратил своей актуальности и используется на митингах, у обелиска землякам, павшим в годы Великой Отечественной войны, расположенного на территории школы.

Цель такой акции – формирование у детей и подростков гражданско-патриотической позиции в отношении к своей стране, к ее прошлому и настоящему; сохранение традиций преемственности поколений, наполнение ее новым содержанием.

Участниками проекта стали учащиеся, родители, бабушки, дедушки, педагоги и работники школы. Проект реализовывался с марта по май 2015 года и состоял из 2-х этапов.

На первом этапе проекта каждый учащийся самостоятельно или вместе с родителями изготовил фрагмент «Полотна Победы», используя ткань красного цвета определенного размера. На нем участник отразил в любой творческой форме и любыми художественными средствами, что для него означает слово «Победа».

Нами были предложены 2 варианта содержания фрагмента полотна:

  1. Участник акции встречается с ветераном, который пишет на полотне алого цвета свои напутствия молодому поколению. На полотне необходимо указать ФИО ветерана, ФИО волонтера.
  2. Участник художественно оформляет свое полотно рисунком или текстом в соответствии с заявленной тематикой. Способы нанесения выбирает сам участник.

Это творчество целиком и полностью захватило всех. Участники писали на лоскутах материи фамилии ветеранов, ребята украшали их аппликациями из ткани, лент, бумажных цветов, у многих главной линией фрагмента стала георгиевская ленточка.

К 30 апреля фрагменты от каждого класса были собраны в штаб добровольческого центра «Открытые сердца». Далее предстояла сложная работа – сшивание фрагментов в единое полотно. Вот здесь работа самым настоящим образом «кипела» в кабинете домоводства. В течение 2-х недель кусочек за кусочком вшивался в единое полотно, 260 детей в школе вместе со своими семьями приняли участие в акции и создали полотно длинной 18 метров. Никто не остался равнодушным, у всех в душе сохранился след от этого важного воспитательного события. 8 мая на территории школы у обелиска землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, состоялся традиционный митинг, посвященный Дню Победы. «Полотно Победы» гордо держали в своих руках 28 учеников школы, а 9 мая на Городском Параде наше полотно увидели все жители города Полысаево. Это стало запоминающимся зрелищем. Мимо проходили ветераны, дети, взрослые, останавливались, фотографировались, рассматривали подробнее то, что выполнено руками школьников. Некоторые из учащихся школы приводили своих родителей и показывали с чувством гордости им свои небольшие фрагменты в этом большом «Полотне Победы».

Ежегодно «Полотно Победы» дополняется вновь изготовленными фрагментами и выносится учащимися при проведении митинга у обелиска землякам, павшим в годы Великой Отечественной войны, расположенного на территории школы.

Основной формой учета внеурочных достижений обучающихся в нашей школе являются портфолио, в которых можно увидеть работы, фотографии, свидетельства и грамоты, подтверждающие результаты участия в различных воспитательных событиях. В портфолио каждого ученика школы имеются фотографии у «Полотна Победы», на которых они с родителями за работой над своим фрагментом, или в школьной мастерской при его сшивании в единое полотно. А некоторые сохранили городскую газету, где была размещена информация о нашем проекте.

Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности. Их можно распределить по трём уровням:

Первый уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь. Для достижения данного уровня особое значение имеет взаимодействие ученика с учителем.

Второй уровень – школьник ценит общественную жизнь. Для достижения данного уровня особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса.

Третий уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни. Для достижения данного уровня значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы.

Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности, эффектов воспитания и социализации детей [2].

Главная цель социального воспитания заключается в формировании человека, готового к выполнению общественных функций труженика и гражданина [1].

Внеурочная деятельность становится интересной для учащихся, когда она может принести ощутимые положительные плоды. И потому важнейшая задача педагогического коллектива – сделать внеурочную деятельность полезной и привлекательной для каждого ученика.

Список литературы

  1. Социальное воспитание и социализация личности [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://works.doklad.ru/view/0abY9r2zcwQ.html
  2. Усольцева, И. В. Некоторые аспекты организации внеурочной деятельности в образовательном учреждении в контексте введения Федеральных государственных образовательных стандартов [Электронный ресурс]. / И. В. Усольцева. – Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-aspekty-organizatsii-vneurochnoy-deyatelnosti-v-obrazovatelnom-uchrezhdenii-v-kontekste-vvedeniya-federalnyh
PDF