РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИЗУЧЕНИИ ПАМЯТНИКОВ ИСКУССТВА

Раздел: ИТ в образовании

Журнал: Методическое обеспечение различных разделов информатики

15 апреля 2012 г.

Авторы: Портнова Татьяна Васильевна

Т. В. Портнова

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИЗУЧЕНИИ ПАМЯТНИКОВ ИСКУССТВА

     Выдающиеся памятники искусства, отдаленные от нас сотнями и тысячами лет, сохраняют силу эмоционального воздействия. В системе современной науки изучение их при помощи информационных средств занимает особое место. Из специальной области исключительно искусствоведческого цикла она теперь превращается в широкую отрасль междисциплинарного характера. Любая изучаемая вузовская дисциплина обращается и опирается на определенные источники информации, а значит вырабатывает принципы их научного использования. Это особенно важно для визуальной организации памятников искусства «искусствоведческих циклов». Учебные курсы истории искусств, культурологии, искусствоведения призваны создать оптимальные учебно-методические условия для усвоения студентами основных теоретических проблем искусствознания. Они заключаются в том, чтобы сформировать представление о корпусе произведений искусства, сложившихся в ходе исторического и социокультурного развития в ту или иную эпоху; сформировать навыки исследовательской методики использования различных видов информационных источников в вузовской и послевузовской научной практике, определить специфику искусствоведческих и культурологических исследований и задач источниковедческих образов; заложить основы организации самостоятельных поисков источников, источниковедческой изобразительной иконографии, методов изучения произведений графики, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Значение информационных основ поиска источников, а также знакомство с методикой обработки источников определяют прочность усвоенных знаний и их пользу в дальнейшей вузовской практике и самостоятельной деятельности.
     Актуальность информационной источниковедческой подготовки очевидна, поскольку в современном мире практически не существует технологий исторического познания без применения источникового анализа. Оригинальные изобразительные источники, которыми занимается искусствоведение, первостепенны, они в этом отношении не нуждаются в доказательстве их практической значимости. Перед современным искусствоведением стоят задачи, связанные с необходимостью дальнейшего развития и расширения информационных технологий в процессе исторического изучения искусства. Большое значение приобретает введение их не только в научный обиход, но и в студенческую практику.
     Изучение истории искусств, где определенное количество часов отведено самостоятельному изучению, особое значение приобретает умение работать с информационным материалом, в том числе с электронными ресурсами. Основу информационного материала составляют музейные и искусствоведческие базы данных.
В изучении определенных периодов развития отечественного и зарубежного искусства могут помочь электронные экспозиции. Конечно, электронная экспозиция – не просто интерфейс, дающий посетителю доступ к электронному каталогу. Она строится по своему сценарию. Сюда могут входить специально разработанные тексты мультимедиа-программы, видеоматериалы и др. Они имеют механизм синхронизации. Поэтому электронные экспозиции по-разному соотносятся с реальными музейными экспозициями и представляют собой рациональные разработки, ориентированные на привлечение посетителей. Экспозиция художественной выставки или музейной экспозиции вводится в сюжет, становится определяющим конструктивным фактором, который оказывает влияние на характер зрительского восприятия. Как правило, электронные экспозиции передают сам процесс их демонстрирования, что обуславливает форму настоящего времени и неизменную фиксацию впечатлений, за счет которой осуществляется продвижение сюжета выставки. При этом в таких экспозициях основное внимание направлено на «вариантность» зрительского восприятия, именно оно выступает здесь как самостоятельный стилеобразующий фактор.
     Палитра художественных возможностей информационных технологий сегодня значительно расширяется за счет компьютерного 3D-моделирования. Оно было изобретено как инструмент архитектора, а потому использование программ трехмерной графики наиболее эффектно там, где объектом интерпретации является архитектурное сооружение или его части – в музеях-заповедниках и в музеях, расположенных в памятниках архитектуры. Компьютерная графика приходит на помощь реставраторам, позволяющим трехмерно увидеть структуру сооружения. Иллюзорный объем и глубина дают представление о внешнем и внутреннем строении объекта, помогают увидеть их взаимную обусловленность.
     Другим источником изучения искусства являются электронные издания на CD-ROM, которые появились в 1994 г. Они разработаны как компьютерные программы «мультимедиа-приложения», разнообразной тематики путеводители по городам, музеям, энциклопедии и справочники по культуре и искусству. Большинство таких дисков представляют собой электронную разновидность альбомов с репродукциями и текстом. Электронные издания CD-ROM строятся как книги, которые заставляют не только смотреть репродукции, но и думать, сопоставлять факты, извлекать из них суть изучаемого материала. Иногда размещенные на них тексты комментируются ссылкой на нужный источник, что придает им научность описания. В качестве дополнительного материала могут использоваться DVD видеопрограммы по определенным темам, преимущество которых над другими визуальными материалами заключается в возможности объединения в компьютерной системе текста, звука, анимации, видеоизображений. Этот активный внутренний круговорот внешней информации на разных уровнях восприятия фильмов, на которых она подвергается влиянию субъективного мира режиссера-постановщика, т. е. автора видео, как бы освещается, высвечивается его чувствами, мыслями, волей, памятью, переживаниями, ассоциациями и т. д. и является в сущности функциональной основой процесса восприятия художественного образа как специфической духовной деятельности человека. Информационный материал, включенный в DVD-диски, обретает смысловую многомерность и сложность благодаря присутствию в каждом из них своеобразной личности автора (постановщика и комментатора). В конечном итоге все определяет глубина постановки вопроса, художественная убедительность экранного воплощения.
     Итак, все сказанное убедительно свидетельствует о том, что современное изучение искусства сегодня сопровождается динамичным развитием интернет-ресурсов и эффективным использованием информационных технологий в учебной практике. Они выступают мощным средством, позволяющим дополнить лекционный аудиторный материал разнообразными интерпретациями. Сочетание диахронного и синхронного подходов, например, играет немаловажную роль при изучении искусства прошлых эпох. Сейчас речь идет уже не просто о создании контента, а о структурировании и разработке сценариев мультимедийных программ и веб-сайтов, схем гиперссылок, форматов описаний и лингвистического описания информационных систем. На современном этапе искусствоведение в информационных системах обретает свой предмет, приобретает научные средства и приемы анализа.
     Необходимо полнее исследовать принцип перспективного тематического планирования искусствоведческих циклов, точно и глубоко учитывать общие задачи и индивидуальные замыслы в их осуществлении информационных систем. С другой стороны, главной особенностью искусствоведческого изучения памятников искусства является зависимость этого изучения от состояния и запросов живой образовательной практики. Только на этом пути можно обрести органическое единство, когда традиционное классическое изучение и электронные ресурсы не исключают, а обогащают друг друга.
PDF