СУБЪЕКТНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА: КОМПОНЕНТЫ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

Раздел: Основные направления повышения качества образовательного процесса

Журнал: Материалы XIII Международной научно-практической конференции. Часть 1

30 января 2019 г.

Авторы: Левицкая Ирина Александровна

УДК 373.5.048.45

И. А. Левицкая

I. A. Levitskaya

Левицкая Ирина Александровна, к.п.н., доцент инженерно-экономической кафедры, Кузбасский государственный технический университет им. Т. Ф. Горбачева, филиал в г. Междуреченске.

Levitskaya Irina Alexandrovna, Ph. D., Associate Professor of Engineering and Economic Department, Kuzbass State Technical University. T.F. Gorbachev, a branch in Mezhdurechensk.

СУБЪЕКТНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА: КОМПОНЕНТЫ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

SUBJECTIVITY OF PROFESSIONAL SELECTION: COMPONENTS OF SOCIAL AND PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION

Аннотация. В современных условиях социально-профессиональное самоопределение личности рассматривается как важнейший процесс обеспечения успешной социальной адаптации и деятельности, проявляющийся во всех сферах жизни человека и общества. Субъектность профессионального выбора представлена как системообразующий фактор процесса профессионализации.

Abstract. In modern conditions requirements for professional activity and the introduction of professional standards, social and professional self-determination of an individual is considered as the most important process of ensuring successful social adaptation and activity, manifested in all spheres of human life and society. The subjectivity of professional choice is presented as a system-forming factor in the process of professionalization.

Ключевые слова: субъектность профессионального выбора, профессиональное самоопределение, профессионализация, социально-профессиональное самоопределение.

Keywords: subjectivity of professional choice, professional self-determination, professionalization, social and professional self-determination.

 

Социально-профессиональное самоопределение личности становится актуальным в связи с созданием системы непрерывного образования. В течение последних двух десятилетий понятие «обучение на протяжении жизни» (life long learning), все чаще становится основополагающей целью в сфере образования. Осознание того, что сегодня добиться успеха может только тот, кто имеет компетентную профессиональную подготовку, владеет коммуникативными навыками, обладает способностью быстро адаптироваться к меняющимся условиям труда и имеет конкурентные преимущества на рынке труда, также связано с проблемой субъектности профессионального выбора [2].

Проблема выбора актуализирована, когда субъект находится под воздействием возрастающего потока информации, сталкивается с динамизмом нашего времени, сменой социального престижа многих профессий, колебаниями в оценке их значения. Все эти изменения выдвинули ряд проблем, одной из которых является проблема профессионального самоопределения личности, поэтому исследование субъектности профессионального выбора весьма актуально [3].

Самоопределение можно рассматривать с разных позиций: как комплекс социальных задач, которые ставит общество перед личностью; как социологический подход; как процесс формирования индивидуального стиля жизни, частью которого является профессиональная деятельность; как дифференциально-психологический подход.

Ценностно-смысловой компонент профессионального самоопределения характеризует отношения, оценки, планы и намерения личности в сфере труда и профессионального образования, позволяет соотнести эти величины с полученными результатами деятельности, интегрирует такие понятия, как «личный профессиональный план»; «интересы, направленность личности», «профессиональные намерения». Основу для развертывания профессионального самоопределения составляет система личностных смыслов человека. Личностный смысл представляет собой индивидуализированное отражение действительности, выражающее отношение личности к тем объектам, ради которых осуществляются деятельность и общение.

Социокультурный компонент представлен социально-личностными характеристиками, влияющими на профессиональное становление будущего специалиста и его будущую профессиональную деятельность. К ним относим особенности личности, обеспечивающие возможность успешного решения проблемы выбора профессии, (волевые черты характера, наличие трудового и жизненного опыта, уровень общей жизненной зрелости человека), а также различные компоненты личностной направленности, активизирующие процесс профессионального самоопределения (потребность в профессиональном самоопределении, типы учебной и трудовой мотивации, образовательные и профессиональные цели, удовлетворенность профессиональным выбором).

Деятельностный компонент профессионального самоопределения личности включает в себя профессиональную деятельность, т. е. уровень активности выпускников в развитии конкурентноспособности и реализуется в учебной и трудовой деятельности, различных видах социальной активности. Основу для профессионального самоопределения в этом аспекте составляют качества, которые так или иначе стабильно проявляются в действиях человека, связанных с выбором и осуществлением профессиональной деятельности. Социальные характеристики деятельностного аспекта выявляют его зависимость от многих социальных институтов, его вовлеченности в конкретные социальные, профессиональные, экономические отношения [1].

В заключении необходимо отметить, что профессиональное самоопределение – это не просто выбор профессии или альтернативных сценариев профессиональной жизни, а своеобразный творческий процесс развития личности. Самоопределение как центральный механизм становления личностной зрелости заключается в осознанном выборе человеком своего места в системе социальных отношений. Появление потребности в самоопределении свидетельствует о достижении личностью довольно высокого уровня развития, достаточно независимую позицию в структуре информационных, идеологических, профессиональных, эмоциональных и прочих связей с другими людьми. Субъектность профессионального выбора как системообразующий фактор процесса профессионализации выражается в способности успешно адаптироваться в постоянно изменяющейся социокультурной среде, в осознании ответственности за создание условий развития оптимальной профессиональной траектории и готовности преобразовать в процессе профессионального становления личностно-профессиональное самоопределение в профессиональную компетентность будущего специалиста.

Список литературы

  1. Левицкая, И. А. Особенности профессионального самоопределения будущих специалистов: социально-личностные компоненты [Текст] / И. А. Левицкая // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. – 2016. – № 1. – С. 54–61.
  2. Левицкая, И. А. Становление профессионального образа субъекта в процессе профессионально-личностного самоопределения [Текст] / И. А. Левицкая // Научное мнение. – 2013. – № 5. – С. 108–112.
  3. Урбан, О. А. Уровни профессиональной подготовки выпускников вузов Кузбасса (типологический анализ) [Текст] / О. А. Урбан // Социологические исследования. – 2007. – № 11 (283). – С. 83–90.
PDF