Электронный научный журнал

Информационно-коммуникационные технологии
в педагогическом образовании

12+

РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ЧАСТЬ СОВРЕМЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Автор: Н. И. Коровкина
Раздел: Основные направления повышения качества образовательного процесса

УДК 377:338.22

Н. И. Коровкина

N. I. Korovkina

Коровкина Наталья Иноятулоевна, заместитель директора по НМР Государственное профессиональное образовательное учреждение «Прокопьевский промышленно-экономический техникум», г. Прокопьевск.

Korovkina Natalya Inoyatuloyevna, deputy director for Scientifical methodical work State Professional Educational Institution «Prokopyevsk Industrial-Economic College», Prokopyevsk.

РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ЧАСТЬ СОВРЕМЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

DEVELOPMENT OF ENTREPRENEURIAL CULTURE OF STUDENTS AS A PART OF MODERN PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация. В статье актуализируется проблема формирования предпринимательской культуры у обучающихся. Рассмотрены вопросы организации работы со студентами по приобщению их к основам предпринимательской деятельности.

Abstract. The article actualizes the problem of entrepreneurial culture formation among students. Questions of the organization of work with students on their introduction to the basics of entrepreneurial activity are considered.

Ключевые слова: конкурентоспособность, предпринимательская культура, предпринимательская деятельность, неформальное образование.

Keywords: competitiveness, entrepreneurial culture, entrepreneurial activity, non-formal education.

Сегодня конкурентоспособность стран зависит не только от деятельности традиционных образовательных институтов, но и от возможности постоянно повышать качество навыков, используемых в экономике и в социальной жизни. Люди, получившие профессиональное образование и желающие повысить уровень своих навыков или получить новые, являются ключевым ресурсом экономики. Более того, освоение новых навыков и знаний становится для многих людей (особенно молодых) самостоятельной потребностью, а для экономики – растущим сектором услуг. Обучение в течение всей жизни становится необходимым и все более значимым элементом современных образовательных систем.

Происходит смена концепции: от образования «на всю жизнь» к образованию «через всю жизнь». Образование в новой экономике составляет ядро карьеры в течение всей жизни, в то время как еще в середине ХХ века карьера основывалась на накоплении авторитета и жизненного опыта в рамках регулярной деятельности.

Для эффективного развития рыночной экономики в России существует необходимость воспитания нового поколения специалистов с высоким уровнем предпринимательской культуры. Первостепенная роль в решении данного вопроса принадлежит системе среднего профессионального образования.

Вне зависимости от получаемой в профессиональной образовательной организации профессии или специальности определенное количество студентов обладают качествами, которые позволяют стать успешными предпринимателями. По статистическим данным способны к предпринимательской деятельности около 10 % населения. Эти люди отличаются уверенностью в себе, способны заразить окружающих своим энтузиазмом, готовы взять на себя ответственность, способны выявлять проблемы и решать их, генерировать идеи, идти на риск, им свойственна самодисциплина и настойчивость в достижении поставленной цели при любых обстоятельствах.

Значительная часть будущих специалистов, обучающихся в профессиональных образовательных организациях, к сожалению, имеют искаженное представление о предпринимательской деятельности, зачастую отождествляя её с торговлей. Именно поэтому формирование у выпускников экономической и правовой грамотности, готовности к самостоятельной работе в бизнесе и открытию собственного дела является на сегодняшний день важной частью профессиональной подготовки обучающихся всех направлений и профилей обучения.

Для успешного включения в предпринимательскую деятельность, организацию собственного дела необходимо не только желание человека, но и специальные знания и умения. Таким образом, возникает необходимость подготовки обучающихся в профессиональных образовательных организациях к предпринимательской деятельности. Перечислим, что будет способствовать развитию у выпускников осознанного отношения к предпринимательству, развитию личностного потенциала студентов и их профессиональной адаптации в современных экономических условиях.

1.  Введение в основную программу среднего профессионального образования составляющей по подготовке обучающихся к предпринимательской деятельности. Необходимо учитывать, что разные профессии и специальности дают разные возможности своим обладателям для организации собственного дела. По этому критерию все профессии и специальности, по которым ведется подготовка в профессиональных образовательных организациях Кемеровской области, можно условно разделить на три группы:

  • профессии и специальности, по которым для выпускников имеется большая вероятность организовать собственное малое предприятие или осуществлять трудовую деятельность в форме самозанятости;
  • профессии и специальности, по которым для выпускников имеется возможность организовать собственное малое предприятие или осуществлять трудовую деятельность в форме самозанятости;
  • профессии и специальности, по которым для выпускников мала вероятность организовать собственное малое предприятие или осуществлять трудовую деятельность в форме самозанятости.

2.  Участие обучающихся в программах неформального образования (курсы, тренинги, короткие программы, которые могут предлагаться на любом этапе образования или профессиональной карьеры).

Через участие в программах неформального образования студент получает возможность брать на себя ответственность, реализовывать себя, самоопределиться и самореализоваться как личностно, так и профессионально.

Вопрос развития предпринимательских умений у студентов ПОО и содействие их самозанятости является одним и ключевых в Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 г. [1]. Так в настоящее время в Российской Федерации действует система вовлечения молодежи в предпринимательскую деятельность в рамках молодежной программы «Ты – предприниматель» и Национального чемпионата профессий и предпринимательских идей [2]. Данные мероприятия объединяют вместе студентов ВПО и СПО, преподавателей, работодателей, экспертов бизнес-сообщества и начинающих предпринимателей – всех тех, кого волнуют вопросы поиска «себя» и возможности предпринимательских проб.

Для формирования интереса к предпринимательской деятельности при проведении занятий студенты техникума получают необходимые теоретические знания о сущности предпринимательства и его роли в экономике России. Практические навыки в области осуществления предпринимательской деятельности рассматривают через изучение форм организации и финансирования предпринимателей с партнерами по бизнесу, содержание бизнес-плана, методы и средства, обеспечивающие эффективность предпринимательской деятельности. Для развития компетенции в области предпринимательства в техникуме по каждой специальности проводятся конкурсы профессионального мастерства «Лучший по профессии», где участникам представляется возможность показать все свои навыки, способности и предприимчивость в профессии.

В ГПОУ ППЭТ активно идет работа со студенчеством по программе Федерального агентства по делам молодежи «Ты – предприниматель», реализуемой в Кемеровской области, которая направлена на поддержку молодежного предпринимательства и является стартом в развитии предпринимательских качеств. Традиционно студенты техникума принимают участие и становятся призерами областного конкурса бизнес-проектов «Молодо-Зелено», межрегионального конкурса «Золотая подкова». Традиционным стал и внутрифирменный «Чемпионат профессий и предпринимательских идей», после которого формируется сборная команда техникума, результативно принимающая участие в региональном этапе Национального Чемпионата профессий и предпринимательских идей в г. Кемерово. Участвуя в профессиональных конкурсах и программах, наши студенты получают дополнительные компетенции, знакомятся с действующими предпринимателями в нашей области, представляют свои бизнес-идеи, получают практические советы инвесторов в области бизнеса, что благотворно влияет на дальнейшее развитие студента в области предпринимательства. Выходя из стен техникума, многие выпускники продолжают образование в высшей школе, многие устраиваются на работу по профессиям и специальностям, а самые смелые, умеющие принимать не только решения, а просчитывать каждый свой шаг, организовывают собственное дело.

Список литературы

  1. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [Текст]: принят 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 03.07.2016).
  2. Разработка программ по подготовке к предпринимательской деятельности обучающихся профессиональных образовательных организаций. [Текст]: методические рекомендации / Авт.-сост: О. И Малороссиянова, И. А. Былкова. – Кемерово : ГБУ ДПО «КРИРПО», 2016. – 20 с.
Теги: конкурентоспособность, предпринимательская культура, предпринимательская деятельность, неформальное образование, competitiveness, entrepreneurial culture, entrepreneurial activity, non-formal education

Оставить комментарий







Авторизация
E-mail

Пароль  


Регистрация