ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ WEB-КВЕСТ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ

Раздел: Основные направления повышения качества образовательного процесса

Журнал: Материалы XIII Международной научно-практической конференции. Часть 1

30 января 2019 г.

Авторы: Киселева Татьяна Владимировна

УДК [378.4.096:37:005.6]:004.738.52

Т. В. Киселева

T. V. Kiselyova

Киселева Татьяна Владимировна, старший преподаватель, Новокузнецкий институт (филиал) Кемеровского государственного университета, г. Новокузнецк, Россия.

Kiselyova Tatyana Vladimirovna, senior lecturer, Novokuznetsk Institute (branch) of Kemerovo state University, Novokuznetsk, Russia.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ WEB-КВЕСТ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ

EDUCATIONAL WEB QUEST AS A MEANS OF IMPROVING THE QUALITY OF EDUCATION

Аннотация. Раскрыта необходимость использования современных образовательных технологий, таких как разработка web-квестов для студентов педагогических вузов.

Abstract. The necessity of using modern educational technologies, such as the development of web-quests for students of pedagogical universities.

Ключевые слова: компьютерная грамотность, педагогические инновации, образовательный web-квест.

Keywords: information competence, computer literacy, pedagogical innovations, educational web-quest.

 

В решении Государственной думы Федерального собрания РФ седьмого созыва, Комитета по образованию и науке от 20 февраля 2018 года № 40-5 «Развитие информатизации системы образования. Совершенствование законодательства в области электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» было сказано: «К числу системообразующих направлений информатизации образования, по мнению участников заседания, следует отнести «…создание цифрового учебного и просветительского контента, электронных учебников и учебных пособий, электронных информационно-образовательных сред и платформ, электронных учебных курсов, обеспечивающих гражданам возможности получения образования в течение всей жизни вне зависимости от места их проживания» [1].

В связи с этим объективная реальность не позволяет нам работать по-старому, приходится осваивать новые понятия, новый терминологический аппарат, новые возможности информационной среды, модернизировать проверенные временем дидактические принципы, реализуя их на качественно новом уровне.

В современном мире педагогического образования уже давно широкое распространение получили новые средства обучения, такие как компьютерные учебники, компьютерная обучающая система, компьютерная система контроля знаний; компьютерный задачник, компьютерный тренажер; инструментальные компьютерные средства, электронные учебно-методические комплексы и прочее.

В последнее время особую популярность приобретает современный метод – образовательный web-квест. Квест (англ. quest) – поиск, предмет поисков, поиск приключений, исполнение рыцарского обета (англ).

«Образовательный web-квест – это сайт в Интернете, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу. Разрабатываются такие web-квесты для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе».

Различают два типа web-квестов: для кратковременной и длительной работы. Кратковременные рассчитаны на одно-три занятия и их основной целью является углубление знаний и их интеграция. Длительные рассчитаны на семестр или учебный год и их целью является углубление и преобразование знаний учащихся. Особенностью образовательных web-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы учащихся с ним находится на различных web-сайтах. Результатом работы с web-квестом является обязательная публикация работ учащихся в виде web-страниц и web-сайтов (локально или в Интернет)» [2].

Web-квест может быть предназначен как для индивидуальной работы, так и для работы в группе. Также стоит отметить, что обучение с помощью технологии web-квестов позволяет повысить интерес к изучаемому материалу, усилить мотивацию студентов к изучению предмета. В процессе работы обучающиеся не получают «готовые к употреблению» знания, а сами вовлечены в поисковую деятельность. Преимуществом этой технологии является использование интерактивных методов обучения.

В процессе работы по создания web-квестов у студентов формируется ряд компетенций:

  • Ÿповышение компьютерной грамотности;
  • самостоятельное исследование проблемы;
  • умение находить несколько способов решений поставленной задачи;
  • Ÿумение организовать и активизировать работу индивидуально или в группе;
  • возможность полнее раскрыть свои способности;
  • проводить анализ работы;
  • мотивация к изучению нового материала;
  • самообучение и саморазвитие.

Естественно, что любой web-квест, в целом, не должен быть изолирован от учебного процесса, он требует непосредственной связи с предыдущей и последующей познавательной деятельностью обучающихся.

На наш взгляд, немаловажно, чтобы выпускники педвузов владели навыками разработки и составления web-квестов, так как эта технология позволяет в большей степени заинтересовать учащихся изучаемым предметом. На базе Новокузнецкого института (филиала) Кемеровского государственного университета на факультете информатики, математики и экономики запущен пилотный проект для студентов – будущих педагогов. Им предлагается создать web-квест для обучающихся 5–7 классов с использованием специального инструментария.

На сегодняшний день имеется множество бесплатных ресурсов, конструкторов сайтов с хостингом, которые предоставляют возможность создать свой web-квест:

  • WIX.com – простой способ создания сайта. Посмотреть технологию создания можно перейдя по ссылке;
  • uCoz.ru – конструктор для создания сайтов нового поколения;
  • ru.jimdo.com – простой способ создания сайта. Сервис предлагает 120 шаблонов, мобильную версию сайта;
  • setup.ru – система, которая позволит создать сайт без помощи специалистов;
  • sites.google.com – конструктор системы Google, который позволяет легко и быстро, без знания языков программирования создать свой сайт.

Для наполнения сайта материалами, для разработки и создания заданий, карточек, игр, проведения контроля и рефлексии, а также многого другого можно воспользоваться инструментарием, расположенным на бесплатном сайте https://learningapps.org/createApp.php. Здесь можно найти множество категорий и подкатегорий по различным дисциплинам и направлениям. Примеры предлагаются по уровню сложности в зависимости от разных ступеней образования: для начинающих, начальная школа, средняя школа, старшие классы, профессиональное образование и повышение квалификации.

Используя приведенные выше ссылки на ресурсы сети Интернет, студенты вполне самостоятельно могут разработать образовательный web-квест по ряду дисциплин, разделам дисциплин, междисциплинарным курсам и т. д.

Таким образом, создание web-квестов является творческой и достаточно интересной формой работы как для студентов, так и для преподавателя. У обучаемых она направлена на развитие навыков аналитического и творческого мышления, информационной компетентности, формирование высокой степени ответственности за опубликованные в сети результаты работы, а также за их достоверность. Проверяя выполненное задание с помощью web-квеста, преподаватель может оценить понимание задания, достоверность используемой информации, ее отношение к заданной теме, критический анализ, логичность, структурированность информации, определенность позиций, подходы к решению проблемы, индивидуальность, профессионализм представления, а реальное размещение web-квестов в сети позволяет значительно повысить мотивацию обучающихся на достижение наилучших результатов.

Список литературы

  1. Развитие информатизации системы образования. Совершенствование законодательства в области электронного обучения и дистанционных образовательных технологий [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://docs.cntd.ru/document/556985932 (дата обращения 28.11.2018)
  2. Быховский, Я. С. Образовательные веб-квесты [Электронный ресурс] / Я. С. Быховский. – Режим доступа : ito.edu.ru/1999/III/1/30015.html (дата обращения 23.11.2018)
PDF