РОЛЬ ЭКОНОМИКИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Раздел: Основные направления повышения качества образовательного процесса

Журнал: Материалы XIII Международной научно-практической конференции. Часть 1

30 января 2019 г.

Авторы: Ионина Анна Валерьевна , Зарубина Елизавета Дмитриевна

УДК 37:33

Е. Д. Зарубина, А. В. Ионина

E. D. Zarubina, A. V. Ionina

Зарубина Елизавета Дмитриевна, студентка 1 курса ГПОУ НСТ, г. Новокузнецк.

Ионина Анна Валерьевна, к.т.н., преподаватель, ГПОУ НСТ, г. Новокузнецк.

Zarubina Elizaveta Dmitrievna, 1st year student GPOU NST, Novokuznetsk.

Ionina Anna Valerievna, Ph.D, GPOU NST, Novokuznetsk.

РОЛЬ ЭКОНОМИКИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

THE ROLE OF ECONOMICS IN THE SPHERE OF EDUCATION

Аннотация. В статье представлены результаты анализа роли экономики в образовательной сфере. Рассмотрены причины образовательной и экономической отсталости, возможные пути решения глобальных проблем, а также, указаны особенности вложения инвестиций в образовательную сферу.

Abstract. The article presents the results of the analysis of the role of Economics in the educational sphere. The reasons of educational and economic backwardness, possible ways of solving global problems are considered, also, the features of investment in the educational sphere are pointed.

Ключевые слова: общество, экономика, развитие, образование, рост, специальности, востребованность, квалификация.

Keywords: society, economy, development, education, growth, specialties, demand, qualification.

 

Актуальность. Процессы интернационализации жизни общества в современном мире делают образование одной из основных областей социальной жизни индустриального и информационного общества. Развитие экономики, снижение востребованности неквалифицированного труда, рост конкуренции не только развивают потребность в повышении профессиональной квалификации, но и устанавливают ее как неотъемлемую часть жизни каждого человека. Интеграция в мировое экономическое сообщество сформировала необходимость сближения качества и уровня профессионального образования в России и в странах, которые в последнее время совершенствуют системы образования. Систему образования можно охарактеризовать как основной социальный институт, который представляет собой важнейшую сферу, исполняющую роль формирования личности. Качественное образование обеспечивает стабильную экономику, и наоборот, качество образования напрямую зависит от экономической составляющей [1].

Если говорить об экономике субъективно, то на данный момент времени она характеризуется динамизмом. Учитывая опыт развитых государств, нужно отметить, что большинство из них отличается стабильной экономикой. Это означает, что длительность экономической нестабильности в развивающихся странах определяет будущее положение вещей.

Рост конкурентоспособности, снижение потребности в перерабатывающих и добывающих отраслях, появление новых специальностей, требующих подготовленных специалистов и глобализация мирового хозяйства делают образование неотъемлемой частью социальной жизни. Человек, желающий по достоинству реализовать себя как личность, теперь обязан обладать навыками и знаниями, востребованными в обществе. Если проанализировать рост востребованности тех или иных специальностей, то с течением времени умственный труд повышает свою значимость. Но для его реализации необходимо создание и модернизация образовательных учреждений во всем мире, а это требует инвестиций.

Новизна. Если планировать вложение инвестиций в сферу образования, то нужно обязательно учитывать особенности различных видов затрат. Эти инвестиции оказывают влияние на развитие интеллектуальных способностей общества. Такие затраты окупаются в течение долгого времени и только до того момента, когда переквалификация работников потребуется вновь. Также длительность периода, в течение которого окупаются инвестиции, обязательно должна соответствовать периоду спада востребованности приобретенных профессиональных знаний в соответствующих областях науки и техники, так как колебания данного срока приводят к повышению себестоимости продукции, либо останавливают профессионально-квалифицированный рост работников [2].

Безусловно, если бы образование инвестировалось по мере необходимости, ситуация в мире бы существенно изменилась в лучшую сторону. Но в некоторых странах возникает дисбаланс развития экономики и образования. Для примера можно рассмотреть положение России: молодые специалисты повышают квалификацию, но государство не может реализовать их способности, и связано это с банальной нехваткой финансов, поэтому происходит «утечка умов». Еще одна проблема российского образования заключается в чрезмерном контроле над процессом обучения: большее внимание уделяется не тому, чтобы подготовить квалифицированных специалистов для обеспечения предприятий нужной рабочей силой, а соблюдению установок и норм, которые, в соответствии с профессиональным опытом, почти не влияют на практическую деятельность студентов.

Также, необходимо отметить тот факт, что экономика постоянно изменяется: она зависит от цен на товары, политических событий, экономических кризисов, а также, нельзя забывать о влиянии на экономику такого фактора как новые технологии [3].

От разработки до внедрения той или иной технологии проходит весьма непродолжительный промежуток времени – это характерный признак современной экономики. Технологические отрасли зарождаются и исчезают за период жизни всего одного поколения, что приводит к отсутствию стабильности.

Стоит отметить, что существуют более серьезные проблемы, сдерживающие рост экономики и повышение качества образования.

Переход от индустриального общества к информационному обостряет глобальную проблему – отсталость в развитии стран. Если такое положение сохранится во взаимоотношениях между развитыми и развивающимися странами, то повышается риск возникновения противоречий, которые не поддадутся контролю и будут резко ухудшать положение вещей.

Для того чтобы переход к информационному обществу способствовал повышению прибыли в развивающихся странах и решению социально-экономического вопроса, необходимо использовать новые технологии, а это требует навыков, знаний и принятия этих технологий у граждан данных стран. Для становления информационного общества необходимо повышение интеллектуального потенциала развивающихся стран, это выдвигает сферу образования на первый план развития общества.

Заключение. Экономика и образование должны подвергаться изменениям в совокупности, для чего необходима коллективизация между руководством предприятий и учебных заведений, важно понимание государственных деятелей глобальности данных проблем и готовность решить их в ближайшее время. В лучшем случае, должны быть проведены образовательные реформы, направленные на увеличение практической части обучения, и на более лояльное отношение к теоретической части. Также, следует сократить количество образовательных учреждений, утративших свою значимость, переправив финансы в те учреждения, которые будут востребованы. И возможно, после всех этих действий количество квалифицированных специалистов возрастет, что впоследствии окажет положительное влияние на мировую экономику.

Список литературы

  1. Чигиринская, Н. В. Особенности развития современного бизнес-образования в России [Текст] / Н. В. Чигиринская // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4.
  2. Альхименко, О. Н. Инвестиции в профессиональное образование [Текст] / О. Н. Альхименко // Человеческий капитал и профессиональное образование. – 2012. – № 3. – С. 49–55.
  3. Антоненко, В. В. Региональная оценка эффективности инвестиций в образование [Текст] / В. В. Антоненко // Региональная экономика: теория и практика. – 2013. – № 9. – С. 41–51.
PDF