ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРОЙ

Раздел: Основные направления повышения качества образовательного процесса

Журнал: Материалы XIII Международной научно-практической конференции. Часть 1

30 января 2019 г.

Авторы: Ахметзанова Альмира Хиснулловна

УДК 376.1:37.034

А. Х. Ахметзанова

А. H. Ahmetzyanova

Ахметзанова Альмира Хиснулловна, учитель истории, МКОУ «Специальная школа № 53», г. Новокузнецк.

Ahmetzyanova Almira Hisnullovna, teacher of history, Special School № 53, Novokuznetsk.

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРОЙ

SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF STUDENTS WITH MENTAL RETARDATION THROUQH FAMILIARIZATION WITH RUSSIAN FOLK CULTURE

Аннотация. В данном докладе рассмотрены проблемы духовно - нравственного воспитания молодежи. Раскрыты основные задачи, которые позволяют приобщить молодое поколение к духовным и культурным традициям. Автор особое внимание уделяет передаче обучающимся культурного наследия и духовного опыта русского народа. Расширяет знания о народном фольклоре, знакомит с малыми формами устного народного творчества.

Abstract. This report deals with the problems of spiritual and moral education of young people. The main tasks that allow to introduce the younger generation to the spiritual and cultural traditions are revealed. The author pays special attention to the transfer of cultural heritage and spiritual experience of the Russian people to students. Expands knowledge about the folklore, introduces the short forms of folklore.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, традиции, семья, ценности, культурное наследие, народный фольклор.

Keywords: spiritual and moral education, traditions, family, values, cultural heritage, folklore.

 

Духовно-нравственное воспитание как никогда актуально в наше время. Это одна из сложнейших и актуальных проблем, которая сегодня должна решаться всеми, кто работает с детьми или имеет к ним отношение. Что мы сейчас заложим в душу ребёнка, проявится позднее, станет его жизнью. Мы говорим сегодня о необходимости возрождения в обществе культуры и духовности, что связано непосредственно с воспитанием и развитием ребёнка.

Современное общество находится в состоянии глубокого кризиса. Был утерян тот духовный стержень, который многие века согревал жизнь в сердцах людей. Богатое культурное духовное наследие нашего прошлого практически остается невостребованным. Молодое поколение на сегодняшний день, к глубокому сожалению, имеет практически очень слабое представление о нравственной культуре русского народа, примерах из исторического прошлого нашей Родины. Широкое распространение среди молодежи получают наркотики, насилие, а нравственные и культурные ценности уходят на задний план. Это очень нездоровая и опасная тенденция, которую нужно устранять [4].

Семья как устойчивая социальная общность выступает мощным фактором формирования человека, передачи социального опыта, исторической памяти людей, этнокультурных традиций. Необходимо возвратить воспитание в семью, признать родителей главными воспитателями, ответственными за экологию детства, и вести поиск путей педагогического сотрудничества и добровольного общения с родителями, взаимообучения педагога и родителей. Семейные законы являются неписаными законами семейной жизни и воспитания; эти традиции, в свою очередь, затрагивают отношение ребенка к самому себе как к личности, к другим людям и к миру. Семейные и общественные традиции являются основополагающими элементами в процессе нравственного воспитания подрастающего поколения. Ориентирование ребенка в национальной культуре и народных традициях во многом зависит от семейного воспитания [3].

Однако нельзя забывать и об образовательных учреждениях, где человек проводит много времени и формируется как личность. Во многих школах появляются программы возрождения народного творчества как условие воспроизводства национально-культурных и национально-исторических корней, что способствует духовно-нравственному и, в определённой степени, патриотическому воспитанию молодёжи. Такие программы преследуют цели сохранения и развития культурного потенциала, повышения уровня вовлечения молодёжи в культурную жизнь страны. А также, безусловное сохранение и развитие культурного пространства, формирование ценностных ориентаций личности. Именно молодёжь призвана сыграть главную роль в развитии и распространении возрождающихся народных промыслов, ремёсел, других творческих ресурсов [1].

Преподаватели должны стремиться к формированию у обучающихся следующих качеств:

  • нравственных чувств (долга, веры, совести, ответственности, патриотизма, гражданственности);
  • нравственного облика (милосердия, толерантности);
  • нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви);
  • нравственного поведения (готовности служению людям, своей Родине).

Все это позволит достичь следующих целей: поддержание статуса России как великой державы в сфере науки, культуры, технологий, образования; обеспечение высокого качества жизни для граждан страны; преодоление экономического и духовного кризиса.

Помимо изучения истории России, ее культуры, необходимо также приобщать молодое поколение к духовным и культурным традициям.

Перед современным педагогом время и общество ставят не самые простые задачи, порой проявляя нетерпимость и критичность в оценке образовательных, а главное – воспитательных результатов работы учителя и воспитателя.

Обсуждая условия достижения ожидаемых результатов, нельзя не согласиться с Е. Кузнецовой, по мнению которой главным показателем должна стать деятельность по «нацеленности на практическое внедрение гуманитарных ценностей, этических и эстетических идеалов в реальную продуктивную, социально полезную проектную деятельность, как в стенах школы, так и за ее пределами при реальном совместном взаимном обучении детей и взрослых, включая учителей и родителей» [2].

Для нас осознанным шагом в этом направлении профессиональной деятельностью стала пропаганда среди обучающихся отечественной культуры и традиций, которые выражают совокупность знаний, идеалов, духовного опыта народа на многовековом пути становления общества.

Основной формой приобщения обучающихся с умственной отсталостью к культурному наследию мы выбрали народный фольклор. Именно он способен разбудить чувства, воображение и фантазию у наших детей.

Народные песни, обряды, игры, праздники расширяют кругозор и повышают культурный уровень, а народная мудрость, заключенная в сказках, потешках, прибаутках, загадках и поговорках на протяжении многих веков воспитывала в детях гордость за талант простого народа. Использование в работе небылиц, частушек развивает у детей с умственной отсталостью чувство юмора, логическое мышление.

Учитывая тот факт, что совместный труд детей и взрослых особенно ценен, мы привлекли учащихся старших классов к проведению предметной недели, посвященной народной культуре, – «Рождественские посиделки». Это мероприятие проходит в нашей школе в январе уже в течение трех лет, и ребята всегда с удовольствием в нем участвуют.

Тематическая неделя имеет большое значение в коррекции эмоционально-волевой сферы личности учащихся с умственной отсталостью, вовлеченных в подготовку одного большого общего дела, расширяет знания о народном фольклоре, помогает раскрыться многим детям, преодолеть застенчивость и страх перед большим количеством зрителей.

В ходе проведения недели были использованы формы работы:

  • знакомство с малыми формами устного народного творчества;
  • познавательные беседы;
  • творческая продуктивная и игровая деятельность детей;
  • чтение и драматизация народных сказок;
  • проведение календарных народных праздников;
  • знакомство с народными промыслами (Хохлома, Городец, Палех, Дымка).

Первый день – выставка детских рисунков на тему «В гостях у Варвары», где представлены работы 5–9 классов.

Сколько радости и восторга подарили всем авторы этих удивительных работ. Выставленные работы заинтересовали не только учащихся, но и работников школы, на переменах около них было шумно и многолюдно. Сами дети испытали истинное удовлетворение от созданного ими и выражали желание к созданию новых творческих работ.

Второй день – показ презентаций с элементами беседы о малых формах устного народного творчества.

Ребята-активисты знакомили учащихся начальных классов с закликалками, пестушками, потешками, поговорками, пословицами; проводили народные игры «Ручеек», «Колечко», «Пятнашки», «Испорченный телефон». Движения сопровождались веселыми моментами, считалками и жеребьевками. Совместные игры создали атмосферу радости и праздника.

Третий день – проведение «мастер-классов».

Ребята вместе с педагогами изготавливали из ткани кукол - «оберег»; лепили из глины и теста русскую матрешку в разном эмоциональном состоянии; украшали дымковскими узорами вырезанные силуэты игрушек.

Дети с огромным удовольствием, терпеливо и кропотливо изготавливали свои поделки. Каждая работа таила в себе огромный потенциал идей.

Четвертый день – выставка поделок, которая была создана самими ребятами. В ней приняли участие многие родители, а также педагоги. Все поделки вызвали огромный интерес и у взрослых, и у детей. В этот же день прошла литературно-музыкальная гостиная, где ребята пели, танцевали, показывали сценки по мотивам русских народных сказок. В ходе проведения каждый участник показал свои знания о сказках, песнях и танцах русского народа.

Пятый день – проведение рождественских колядок. Ребята всех классов ждали этот день с нетерпением. В течение всей недели обучающиеся вместе с педагогами оформляли актовый зал под деревенскую избу, готовили костюмы и знакомили с обрядами колядования. В старших классах проходили гадания, что вызвало всеобщий интерес. Все хотели узнать, что их ожидает в будущем.

Во второй половине дня педагоги вместе с детьми, которые были одеты в костюмы «ряженых», пошли колядовать, распевая песни. Все угощали колядовавших сладостями, которые складывались в специальный мешок. После колядования все учащиеся собрались в актовом зале, где были подведены итоги прошедшей недели и розданы все собранные угощения.

Следует отметить, что эти мероприятия позволили ненавязчиво, целенаправленно ввести детей в мир народной культуры, этики, человеческих отношений; обеспечили усвоение ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия в стремлении его к добру и неприятию зла. Приобщая детей к истокам русской народной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, т. к. только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, – народ без будущего.

Список литературы

  1. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М., 2009.
  2. Кузнецова, Е. С. Анализ перспектив культурного развития России [Текст] / Е. С. Кузнецова // Ученые записки НИИ прикладной культурологии КемГУКИ. Т 2 (6). – Кемерово: Кемеровский государственный ун-т культуры и искусств. – 2008. – С. 7–8.
  3. Кузнецова, Е. С. Культурология: от теории к практике. Ч. 2. Сборник методич. материалов [Текст] / Е. С. Кузнецова. – Кемерово: МОУ ДПО «Научно-методический центр». – 2008. – С. 11.
  4. Кузнецова, Е. С. Педагогическая антропология и методика преподавания МХК. Методическое пособие [Текст] / Е. С. Кузнецова. – Кемерово: изд-во КРИПКиПРО. – 2010. – С. 3–4.
PDF