ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Раздел: Основные направления повышения качества образовательного процесса

Журнал: Материалы XIII Международной научно-практической конференции. Часть 1

30 января 2019 г.

Авторы: Арнст Елена Анатольевна

УДК 371.3

Е. А. Арнст

E. A. Arnst

Арнст Елена Анатольевна, преподаватель, Государственное профессиональное образовательное учреждение «Новокузнецкий педагогический колледж», г. Новокузнецк.

Arnst Elena Anatolyevna, teacher State professional educational institution «Novokuznetsk Pedagogical College», Novokuznetsk.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

THE USE OF OPPORTUNITIES OF THE WORKING NOTEBOOK FOR THE ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS

Аннотация. В статье была обобщена информация о значимости и эффективности рабочей тетради для организации самостоятельной работы обучающихся, представлены и охарактеризованы разнообразные виды заданий для обучающихся, отобраны критерии оценки данного вида методической продукции преподавателя.

Abstract. The article summarized the information on the importance and effectiveness of the workbook for organizing students' independent work, presented and characterized various types of tasks for students, and thought out the criteria for evaluating this type of teacher’s teaching material.

Ключевые слова: рабочая тетрадь, функции рабочей тетради, иструктивно-методический, содержательно-деятельностный, рефлексивно-оценочный блок, виды заданий.

Keywords: workbook, functions of workbook, istructive-methodical, substantive-activity, reflexive-evaluative block, types of tasks.

 

Рабочая тетрадь в психолого-педагогических исследованиях рассматривается как учебно-практическое издание, предназначенное как для работы обучающихся в аудитории, так и для самостоятельной подготовки. Цель рабочей тетради состоит в более прочном усвоении теоретических знаний; приобретении практических умений и навыков решения не только типовых, но и развивающих, творческих заданий; контроле за ходом обучения студентов конкретной учебной дисциплине (профессиональному модулю); формировании у студентов умений и навыков самоконтроля. Преподаватель может использовать разнообразные виды и типы рабочей тетради. Структура рабочей тетради обусловлена содержанием изучаемого предмета; характером (стилем) управления познавательной деятельностью студентов; исходным уровнем подготовленности студентов; возрастными особенностями студентов; условиями обучения; творческими способностями педагога. Может состоять из нескольких блоков [1]. Инструктивно-методический блок включает описание целевого назначения дисциплины, её содержания; указываются все требования к оформлению выполненных заданий, к самооцениванию достигнутых результатов. Содержательно-деятельностный блок включает основной − задания (материал для СРС группируется по разделам и темам дисциплины), дополнительные задания по всей дисциплине, справочные материалы по дисциплине. Рефлексивно-оценочный блок подводит итог освоению дисциплины и включает специальные задания рефлексивного характера.

Ценность рабочей тетради определяется разнообразием видов заданий. Задания рабочей тетради могут быть ориентированы на переработку информации, структурирование и систематизацию, проверку знаний. Обучающимся предлагаются разнообразные формы заданий: выбор ответа из предложенных вариантов; ответ на вопрос; заполнение таблиц; работа по схемам; задания, проверяющие знание терминологии, хронологии. Рассмотрим примеры оформления заданий разных видов.

1.  Тестовые задания – это специфический инструмент, состоящий из совокупности заданий, используемый в стандартных условиях, позволяющий выявить уровень владения определенными знаниями.

Задание № ……. по теме….

Содержание задания: внимательно прочитайте содержание вопроса и выберите правильный вариант (варианты).

Отметьте наиболее правильное определение понятия «аутизм»:

а) нарушение коммуникативных умений и поведения,
б) своеобразные нарушения общения с окружающими и развития речи,
в) нарушение коммуникативного поведения, эмоционального контакта ребенка с окружающим миром.

2.  Тематические задания при их составлении обозначаются темы, по которым они предлагаются.

Задание № 9 по теме «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока».

Цель работы: измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока с использованием вольтметра и амперметра.

Оборудование, средства измерения: источник тока, соединительные провода, ключ, амперметр, вольтметр, основная погрешность.

Теоретическое обоснование: способ измерения ЭДС и внутреннего сопротивления основан на использовании закона Ома для полной цепи, где ЭДС – источника тока, – внутреннее сопротивление источника.

Ход выполнения работы

  1. Соберите опытную установку по схеме электрической цепи.
  2. При разомкнутой цепи вольтметр, подключенный к полюсам источника, показывает U, следовательно, ЭДС источника приблизительно равна.
  3. При замыкании ключа сила тока в цепи равна I, а напряжение на полюсах источника равно U.

1.  Текстовые задания – это совокупность заданий открытой формы, где обучающиеся вставляют в текст недостающие по смыслу слова или формулируют ответ самостоятельно.

Задание № ….. по теме …..

Содержание задания: вольтметр, подключённый к полюсам источника тока, показывает 6 В. Показания вольтметра при замыкании цепи уменьшились до 5.

В. Амперметр показывает 1 А. Чему равны ЭДС источника и его внутренне сопротивление? ___________________________________________

2.  Ситуационные задания применяются для проверки знаний и умений действовать в практических ситуациях. Ситуационные задания рекомендуется применять для итоговой аттестации.

Задание №…… по теме……:

Содержание задания: прочитайте содержание ситуационной задачи, ответьте на предложенные вопросы.

Педагог заучивает с детьми старшей группы с нарушением речи стихотворение о зиме. В руках у нее изготовленный вручную альбом. Произносит строчку из стихотворения, при этом показывает детям картинку, на которой схематично изображено соответствующее содержанию изображение.

С какой целью она использует такой прием? Какие особенности психического развития учла воспитатель при заучивании стихотворения? Какие приемы также можно использовать для запоминания? Какие игры могут способствовать развитию данного психического процесса.

Таким образом, при использовании разнообразных видов заданий рабочая тетрадь может быть эффективным средством организации самостоятельной работы обучающихся. Предлагаемые виды заданий помогут реализовывать основные функции рабочей тетради – переработки информации, структурирования и систематизации, а также стать средством проверки и оценки сформированности общих и профессиональных компетенций обучающихся.

Список литературы

  1. Артамонова, Е. К. Методические рекомендации по разработке рабочей тетради по учебной дисциплине [Текст] / Е. К. Артамонова. – Издательский центр ЧКИПТиХП, 2015. – 30 с.
PDF