ПРИМЕНЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ САЙТОВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ АУДИРОВАНИЯ

Раздел: Современные педагогические и информационные технологии в образовательном процессе

Журнал: Материалы XIII Международной научно-практической конференции. Часть 2

26 февраля 2019 г.

Авторы: Сликишина Ирина Викентьевна , Саев Александр Викторович

УДК 004.738.5:37

А. В. Саев, И. В. Сликишина

A. V. Saev, I. V. Slikishina

Саев Александр Викторович, студент 5 курса, Новокузнецкий институт (филиал) Кемеровского государственного университета, г. Новокузнецк.

Сликишина Ирина Викентьевна, к.п.н., доцент, доцент кафедры ИОТД, Новокузнецкий институт (филиал) Кемеровского государственного университета, г. Новокузнецк.

Saev Alexander, 5th year student, Novokuznetsk Institute (branch) of Kemerovo State University, Novokuznetsk.

Slikishina Irina Vikentievna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Novokuznetsk Institute (branch) of Kemerovo State University, Novokuznetsk.

ПРИМЕНЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ САЙТОВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ АУДИРОВАНИЯ

APPLICATION OF OPPORTUNITIES OF EDUCATIONAL SITES FOR THE FORMATION OF AUDIATION SKILLS

Аннотация. В статье рассматривается процесс формирования умений аудирования в средней общеобразовательной школе. Особое внимание уделяется методике использования образовательных сайтов в обучении аудированию в школе.

Abstract. The article discusses the process of formation of listening skills in the secondary school. Particular attention is paid to the use of educational sites in teaching listening at school.

Ключевые слова: аудирование, образовательный сайт, аудиотекст.

Keywords: listening, educational website, audio text.

 

Умение аудирования представляет собой способность относительно полно и точно понимать высказывания собеседников в распространенных стандартных ситуациях повседневного общения, понимать основное содержание и извлекать необходимую информацию из различных аудио- и видеотекстов: прагматических (объявления, прогноз погоды), публицистических (интервью, репортаж), соответствующих тематике данной ступени обучения [1]. В процессе аудирования задействуется следующие механизмы: речевой слух, память, вероятностное прогнозирование и механизм артикулирования [2]. Формирование умений аудирования возможно не только при работе с собственно аудиотекстами, но и на этапе проработки механизмов аудирования. Работа с аудиотекстами делится на три этапа: до прослушивания, во время прослушивания и после прослушивания. Для каждого из этих этапов существуют типичные установки и задания.

Процесс формирования умений аудирования не может существовать без контроля обучения. Контроль является совокупностью рецептивных действий с целью сопоставления воспринятого с конкретным или абстрактным эталоном [3]. Контроль на уроках иностранных языков может преследовать разные цели, однако во всех случаях он не является самоцелью и носит обучающий характер, он позволяет оптимизировать процесс формирования умений аудирования.

Для реализации информационной и управленческой функции педагога существенное значение имеют средства обучения - комплексы учебных пособий и технических приспособлений, с помощью которых осуществляется управление деятельностью преподавателя по обучению языку и деятельностью обучающихся по овладению языком [4].

Последние достижения в области высоких технологий и распространение глобальной сети Интернет открывают перед учителями иностранных языков, методистами, а также самими обучающимися широчайшие возможности дальнейшего совершенствования учебного процесса. Использование Интернет-технологий в преподавании иностранных языков обусловлено не только стремлением к модернизации процесса обучения, но и тем фактом, что на базе веб-технологий становится возможным реализация личностно ориентированного подхода как к ученику, так и ко всему процессу обучения в целом, что является основным направлением образования в наше время.

Одним из распространённых видов средств обучения с использованием Интернет-технологии являются образовательные сайты. Существует множество образовательных сайтов, содержащих интерактивные материалы. Остановимся на тех, которые, по нашему мнению, наиболее удачно решают проблему формирования умений аудирования.

«Real English» представляет из себя сайт с интерактивными заданиями, разделенными по урокам, которых насчитывается чуть менее ста. Уроки представляют из себя просмотр видеороликов, после которых, на основе информации из ролика, необходимо правильно ответить на вопросы, выбрать правильный ответ из представленных, либо же ввести правильное слово в пропуски. Другим, полезным для формирования умений аудирования, является сайт «ESOL Courses». На нём так же присутствует большое количество уроков, разделенных по уровням сложности, но в отличии от предыдущего сайта, здесь есть продвинутый уровень сложности. «Randall’s ESL Cyber Listening Lab» является сайтом Дэвиса Рэнделла, учителя английского языка из США. Данный сайт полностью предназначен для формирования умений аудирования.

Нами были рассмотрены несколько образовательных сайтов, ключевым среди них был выбран «Randall’s ESL Cyber Listening Lab». Данный сайт соответствует современной методике формирования умений аудирования, т.к. работа с аудиотекстами делится на три этапа: до, во время и после прослушивания аудиотекста. Разнообразие заданий, представленных на сайте, позволяет вести проработку умений аудирования не только при работе непосредственно с аудиотектсом, но и на этапе проработки речевого слуха, вероятностного прогнозирования и артикулирования.

Список литературы

  1. Азимов, Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) [Текст] / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. – М. : Издательство ИКАР, 2009. – 448 с.
  2. Соловова, Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: Пособие для студентов пед. вузов и учителей [Текст] / Е. Н. Соловова. – М. : Просвещение, 2002. – 239 с.
  3. Гершунский, Б. С. Философско-методологические основания стратегии развития образования в России [Текст] / Б. С. Гершунский. – М. : ИТПИМИО, 1993. – 160 с.
  4. Рогова, Г. В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе: Пособие для учителя [Текст] / Г. В. Рогова, И. Н. Верещагина. – М. : Просвещение, 1988. –224 с.
PDF