Электронный научный журнал

Информационно-коммуникационные технологии
в педагогическом образовании

12+

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОНЛАЙН-СЕРВИСОВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Авторы: А. В. Комадей, А. Э. Можарова
Раздел: Современные педагогические и информационные технологии в образовательном процессе

УДК 004.738.5:[373.5.016:811.111]

А. В. Комадей, А. Э. Можарова

A. V. Komadei, A. E. Mogarova

Комадей Арина Владимировна, студентка, Можарова Анна Эдуардовна, преподаватель, Новокузнецкий институт (филиал) Кемеровского государственного университета, г. Новокузнецк.

Komada Arina Vladimirovna, student, Mogarova Anna Eduardovna, teacher of informatics, the Novokuznetsk institute (branch) by Kemerovo State University, Novokuznetsk, Russia.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОНЛАЙН-СЕРВИСОВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

THE USE OF ONLINE SERVICES IN THE FORMATION OF GRAMMATICAL SKILLS OF THE ENGLISH LANGUAGE

Аннотация. Данная статья рассматривает процесс формирования грамматических навыков английского языка с использованием онлайн-сервисов. В статье изложены теоретические основы формирования грамматических навыков, понятия и виды средств обучения, выявлен методический потенциал онлайн-сервиса при формировании грамматических навыков. Приведен разработанный комплекс заданий при формировании грамматических навыков английского языка с использованием онлайн-сервиса.

Abstract. His article examines the process of formation of English grammar skills using online services. The article describes the theoretical basis of the formation of grammatical skills, concepts and types of learning tools, the methodological potential of the online service in the formation of grammatical skills. The developed set of tasks in the formation of grammatical skills of the English language using the online service is given.

Ключевые слова: грамматический навык, формирование грамматических навыков, онлайн-сервис, Дуолинго, методика преподавания английского языка.

Keywords: grammatical skill, formation of grammatical skills, online service, Duolingo, methods of teaching English.

Содержательную сторону обучения английского языка (АЯ) в школе составляют его аспекты – компоненты системы языка, выделяемые с целью изучения и практического использования на занятиях в куре АЯ. Фонетика, лексика и грамматика образуют аспекты обучения АЯ. Грамматика – это система объективно действующих в языке правил изменения слов, образования словоформ и соединения слов в словосочетания и предложения. Овладение грамматикой изучаемого языка важно не только при формировании продуктивных умений в устной и письменной речи, но и для понимания речи других людей при аудировании и чтении [1].

Под грамматическим навыком говорения понимается стабильно правильное и автоматизированное, коммуникативно-мотивированное использование грамматических явлений в устной речи. Грамматические навыки, обеспечивающие правильное и автоматизированное формообразование и формоупотребление слов можно назвать речевыми морфологическими навыками. Речевые грамматические навыки, обеспечивающие стабильно правильное и автоматизированное расположение слов (порядок слов) во всех типах предложений в устной речи можно определить как синтаксические речевые навыки [2].

Процесс обучения грамматике в общеобразовательной школе реализуется с использованием средств обучения. По мнению А. Ф. Меняева, средство обучения – это материальный или идеальный объект, который используется для усвоения знаний, формирования опыта познавательной и практической деятельности.

Современный этап развития техники характеризуется переходом к созданию многофункциональных средств обучения на базе ЭВМ. Такие средства позволяют вести обучение в диалоговом режиме с учетом индивидуальных способностей учеников, обеспечивать дистанционное обучение с использованием сети Интернет. Интернет предоставляет исключительные возможности для обучения АЯ, т.к. с его помощью предоставляется доступ к аутентичным файлам и материалам, к множеству образовательных онлайн-сервисов.

Наиболее подходящим онлайн-сервис, используемый в обучении АЯ, является Дуолинго. Сервис бесплатный, предполагает возможность параллельного развития основных языковых навыков: увеличение словарного запаса, изучение грамматики и понимание речи на слух, а также использует принцип геймификации (игрофикации), т.е. обучение построено так, чтобы оно напоминало игру, что позволяет мотивировать учеников к изучению АЯ.

В Дуолинго существует система индивидуальных настроек: пользователь может регулировать дневную норму занятий. Дуолинго осуществляет постоянную обработку статистических данных учеников, на основе которых формируются индивидуальные уроки. Данный онлайн-сервис доступен не только на официальном сайте, но и в качестве приложения для различных мобильных платформ, что позволяет пользоваться ею в любом месте.

Онлайн-сервис Дуолинго как средство обучения грамматике АЯ обладает значительным методическим потенциалом, т.к. формирование грамматического навыка в Дуолинго происходит с помощью комплекса упражнений различных типов, в которых изучаемое грамматическое явление АЯ предъявляется либо в аудировании со зрительной текстовой опорой (слово, предложение), либо с различными иллюстрациями. Конструкции, на которые следует обратить внимание в предложении, выделяются другим цветом. Среди незначительных минусов данного сервиса можно выделить отсутствие возможности самостоятельно выбрать уровень сложности и недостаток теоретического материала, пояснений к упражнениям.

Организуя работу с онлайн-сервисом Дуолинго школе, необходимо предусмотреть три основных этапа формирования грамматического навыка в продуктивной речи: ориентировочно-подготовительный; стереотипизирующе-ситуативный; варьирующе-ситуативный. На ориентировочно-подготовительном этапе учитель может объяснить краткий теоретический материал, который представлен перед упражнением в разделе «Советы и заметки», используя дополнительно таблицы и другие наглядные средства обучения. Стереотипизирующе-ситуативный этап подразумевает тренировку грамматической структуры. Формулировка заданий с использованием образовательной платформы Дуолинго на данном этапе может звучать следующим образом: «Переведите с английского на русский»; «Отметьте правильное значение»; «Переведите с русского на английский»; «Введите то, что слышите».

Последним этапом формирования грамматического навыка является применение грамматической структуры – варьирующе-ситуативный этап. На данном этапе помимо перечисленных выше упражнений можно использовать режим «Практика в Дуолинго», который предусматривает выполнение таких же упражнений, но без каких-либо подсказок.

Онлайн-сервис Дуолинго обладает значительным методическим потенциалом, т.к формирование грамматического навыка в Дуолинго происходит с помощью комплекса упражнений различных типов, в которых изучаемое грамматическое явление английского языка предъявляется либо в аудировании со зрительной текстовой опорой, либо с различными иллюстрациями.

Список литературы

  1. Гальскова, Н. Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. Учебное пособие [Текст] / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. – 3-е изд., стер. – М. : Академия, 2006. – 336 с.
  2. Леонтьева, Т. П. Методика преподавания иностранного языка: Учебное пособие для студентов вузов [Текст] / Т. П. Леонтьева, А. Ф. Будько, А. П. Пониматко. – Минск : Высшая школа, 2015. – 239 с.
Теги: грамматический навык, формирование грамматических навыков, онлайн-сервис, Дуолинго, методика преподавания английского языка, grammatical skill, formation of grammatical skills

Оставить комментарий







Авторизация
E-mail

Пароль  


Регистрация