ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ АУДИОМАТЕРИАЛОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Раздел: Современные педагогические и информационные технологии в образовательном процессе

Журнал: Материалы XIII Международной научно-практической конференции. Часть 2

26 февраля 2019 г.

Авторы: Густяхина Вера Петровна , Турнаева Ксения Андреевна

УДК 371.333:[37.016:811]

В. П. Густяхина, К. А. Турнаева

V. P. Gustyahina, K. A. Turnaeva

Густяхина Вера Петровна, старший преподаватель кафедры ИОТД, Новокузнецкий институт (филиал) Кемеровского государственного университета, г. Новокузнецк.

Турнаева Ксения Андреевна, студентка ИАа-14-1, Новокузнецкий институт (филиал) Кемеровского государственного университета, г. Новокузнецк.

Gustyahina Vera Petrovna, senior teacher, Novokuznetsk Institute (branch) of Kemerovo state University, Novokuznetsk.

Turnaeva Ksenia Andreyevna, student of group IAa-14-1, Novokuznetsk Institute (branch) of Kemerovo state University, Novokuznetsk.

ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ АУДИОМАТЕРИАЛОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

POSSIBILITIES OF USING AUDIO MATERIALS IN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE

Аннотация. В статье рассматриваются возможности использования аудиоматериала в образовательном процессе; приводятся возможные задания для применения их на уроке.

Abstract. This article presents possibilities of using audio materials in the educational process; provides sample exercises for use in lessons.

Ключевые слова: аудиоматериал, звук, лексика, английский язык, современные методы обучения.

Keywords: audio materials, sound recording, foreign language, modern teaching methods.

 

Обобщая опыт педагогов, можно сказать, для того чтобы успешно работать в информационно-образовательной среде, нужна система современных информационных технологий, которые позволяют успешно организовать обучение. Также и для обучения английскому языку необходимо внедрение современных ИТ.

С подобной проблемой сталкиваются Р. В. Зарубина, И. В. Лапшина, в своей статье «Использование аудиовизуальных технологий в учебном процессе» они рассматривают проблему внедрения современных средств в образовательный процесс, которые основываются на новых аудиовизуальных средствах [3].

Необходимым компонентом правильно построенного процесса обучения являются средства обучения. Многие ученые (И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, Е. С. Полат, и др.) подчеркивают, что, хотя средства обучения и не оказывают решающего влияния на итоговые результаты процесса образования, тем не менее, обогащая используемые методы, они содействуют эффективному обучению и развитию знаний умений и навыков каждого школьника.

Основной целью обучения английского языка является формирование иноязычной коммуникативной компетенции школьников. Обучение английского языка состоит из нескольких аспектов, одним из которых является лексика. Лексика является центральной частью языка, цель которой называть, формировать и передавать знания об объектах действительности. А процесс обучения лексике осуществляет формирование лексических навыков. На среднем этапе обучения английскому языку формирование тех самых лексических навыков может происходить с помощью различных средств обучения, которые направлены на облегчающее и интересное изучение языка. Таким средством может стать аудиоматериал [2].

Владение умением воспринимать иноязычную речь и текст на слух предусматривает понимание несложных текстов с разной глубиной проникновения в их содержание. Тем самым, восприятие может осуществляться с пониманием основного содержания текста, с выборочным пониманием и полным пониманием. Это зависит от коммуникативной задачи и функционального типа текста. При этом предусматривается развитие следующих умений: выделять основную мысль в воспринимаемом на слух тексте; выбирать главные факты, притом опуская второстепенные; выборочно понимать необходимую информацию с опорой на контекст.

Особой технологией использования аудиоматериала является аудирование на уроках английского языка, которое развивает фонетический слух. Аудирование одно из самых важных средств обучения английскому языку, так как с его помощью учащимся гораздо легче овладеть чтением, письмом и говорением. Поэтому аудирование очень часто используется в качестве вспомогательного или основного средства обучения данным видам речевой деятельности [4].

Специфичность аудиоматериалов как средства обучения аудированию на среднем этапе обеспечивает общение с реальными предметами в коммуникативной ситуации. Учащиеся вникают в ситуацию и становятся ее участниками, играют определенные роли и решают различные проблемы. Можно выделить 3 основных вида аудиоматериалов: песенный материал; аудиокниги (вырезки из пьес, сказок, рассказов); аудио к учебникам (учебные упражнения для такого вида деятельности как аудирование).

Аудиоматериалы можно записывать на магнитные носители, аудиокассеты, которые могут быть представлены обучающимся с помощью магнитофона, компьютера, или лазерных компакт-дисков CD-ROM. Кроме этого, учитель может самостоятельно записать нужный материал, текст, задания с помощью специальных звукозаписывающих современных компьютерных программ (Any Audio Record, WavePad Basic Edition, Audacity).

Но восприятие и понимание на слух английской речи не всегда легко для школьников и не всегда удается. Это происходит из-за того, что при прослушивании какого-либо аудио-текста, школьники неизбежно сталкиваются с незнакомыми словами, фразами или целыми выражениями, смысл которых им не понятен. Это одна из главных проблем обучения школьников аудированию, и она требует решения целого ряда вопросов. Для того чтобы школьники смогли избежать подобных трудностей, учителю необходимо определить характер аудиоматериала, на котором должно проходить обучение, а также определить отбор и методику выполнения упражнений. В этих упражнениях все условия, которые обеспечивают понимание любых текстов и сообщений на английском языке, должны быть учтены [1].

Приведём примеры таких упражнений, которые могут входить в комплекс, с использованием аудиоматериала.

  1. Определить основную тему, идею аудиотекста и сформулировать ее. Задание позволяет понять основное содержание аудиотекста, а также выявить необходимую информацию, которая понадобится для последующих упражнений.
  2. Вопросы с полным ответом после прослушивания того или иного аудиоматериала (песни, рассказа, диалога и т.п.). Такие вопросы могут быть направлены на понимание сути текста, на отбор нужной информации на слух с использованием лексики тематических групп, на высказывание собственного мнения по данной проблеме услышанного.
  3. Оценка события, комментирование поступков героев (с опорой на ключевые слова/предложения и без).
  4. Сопоставление слов на английском языке с их русским определением. Упражнение позволяет самостоятельно школьникам ознакомиться и изучить лексику.
  5. Вставить слова в пропуски (предоставляется для этого материал на бумажном носителе). Задание такого рода направлено на умение школьников в дальнейшем распознавать изученные лексические единицы в речи и правильно осуществлять их написание.

Рекомендации к учителю английского языка по использованию подобных упражнений: перед прослушиванием аудиотекстов необходимо обсудить с учащимися все инструкции к выполнению этих заданий и позволить учащимся сделать какие-либо заметки, чтобы лучше понять требования и не отвлекаться во время прослушивания. В подобных заданиях школьникам необходимо сосредоточить внимание на элементах аудирования, отсеивая лишнее и фокусируясь на необходимых деталях. Учителю необходимо постоянно контролировать процесс выполнения заданий каждым школьником во время прослушивания на случай, если кто-то из учащихся недостаточно внимательно слушал инструкции и испытывает трудности с выполнением заданий.

Таким образом, мы видим, что современные средства обучения развиваются со стремительной скоростью. Именно аудиоматериал позволяет расширять слуховые и речевые навыки школьников. К тому же, такие формы аудиоматериала как песни или аудиокниги очень популярны в нашем современном мире, особенно для детей школьного возраста. Поэтому подобные средства обучения рационально использовать в образовательных целях.

Список литературы

  1. Зимняя, И. А. Психология обучения иностранным языкам [Текст] / И. А. Зимняя. – М., 2000. – 329 с.
  2. Миролюбов, А. А. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность [Электронный ресурс] : Коллективная монография / Под ред. А. А. Миролюбова. – Обнинск : Титул, 2010. – 464 с. – Режим доступа : https://vk.com/doc326319698_460708233?hash=63b690099b3d6ff4ea&dl=6d6d352ef2a3b75ead
  3. Зарубина, Р. В. Использование аудиовизуальных технологий в учебном процессе [Электронный ресурс]. / Р. В. Зарубина, И. В. Лапшина, 2009. – Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-audiovizualnyh-tehnologiy-v-uchebnom-protsesse
  4. Формирование личностных универсальных учебных действий во внеурочное время: сборник учебно-методических работ [Текст] / под ред. В. Л. Казанской, И. Н. Нурлыгаянова, Л. И. Руленковой. – М.-Берлин : Директ-Медиа, 2016. – 145 с.
PDF