МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПРАКТИКУМ ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ НА ЭВМ» НА ТЕМУ «ЧИСЛА» НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО, ИНФОРМАЦИОННОГО И ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДОВ (ЭТАП ПРИОБЩЕНИЯ)

Раздел: Разработка методического обеспечения

Журнал: Методическое обеспечение различных разделов информатики

15 апреля 2012 г.

Авторы: Журавлев Сергей Владимирович

С. В. Журавлев

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПРАКТИКУМ ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ НА ЭВМ» НА ТЕМУ «ЧИСЛА» НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО, ИНФОРМАЦИОННОГО И ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДОВ (ЭТАП ПРИОБЩЕНИЯ)

Все задачи данной темы ориентированы на формирова-ние следующих компетенций:
владение культурой мышления, способность к обобще-нию, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1) — студенты обобщают знания и отрабатывают навыки использования операций це-лочисленного деления и нахождения остатка от деления, уча-тся анализировать различные методы работы с целыми числа-ми, понимать условие конкретной задачи и выбирать подхо-дящий метод для её решения;
готовность использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, го-товность работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-8) — методы: абстрагирование, анализ, синтез, логический метод, восхождение от абстрактного к конкретному; способы: чтение соответствующей литературы, работа в библиотеках, работа в информационно-поисковых системах; средства: печатные издания, компьютер.
Кроме того, задачи 11-30 формируют способность рабо-тать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9) — студенты самостоятельно находят в поисковых системах необходимые сведения о натуральных и целых числах: как переводить числа из одних систем счисления в другие, какие числа называются близнецами, автоморфными, совершенны-ми и т. д.
Все задачи по данной теме подразделяются на 3 группы:
I. Задачи для ситуации полной информационной опреде-лённости:
1. Определить количество цифр натурального числа.
2. Определить сумму цифр натурального числа.
3. Определить количество цифр натурального числа, кратных 3.
4. Определить произведение нечётных цифр натурально-го числа.
5. Даны 2 натуральных числа. Вывести число, сумма чётных цифр которого больше.
6. Даны 2 натуральных числа. Найти произведение сред-них арифметических цифр этих чисел.
7. Определить максимальную цифру натурального числа, кратную 3.
8. Даны 2 натуральных числа. Определить общее число нечётных цифр числа.
9. Даны 2 натуральных числа. Определить, у какого числа количество цифр наибольшее.
10. Даны 2 натуральных числа. Определить среднее арифметическое чётных цифр этих чисел.
II. Задачи для ситуации частичной информационной нео-пределённости:
11. Перевести натуральное число из десятичной системы в двоичную.
12. Перевести натуральное число из десятичной системы в восьмеричную.
13. Перевести натуральное число из десятичной системы в шестнадцатеричную.
14. Перевести натуральное число из двоичной системы в
десятичную.
15. Перевести натуральное число из восьмеричной сис-темы в десятичную.
16. Перевести натуральное число из шестнадцатеричной системы в десятичную.
17. Определить, является ли натуральное число прос-тым.
18. Определить, является ли натуральное число совер-шенным.
19. Даны два натуральных числа, отличающиеся на 2. Определить, являются ли они близнецами.
20. Определить, является ли натуральное число палин-дромом.
III. Задачи для ситуации полной информационной нео-пределённости:
21. Найти все двузначные числа, которые равны сумме квадратов своих цифр.
22.  Определить количество натуральных чисел, не пре-восходящих заданное натуральное число и равных сумме факториалов своих цифр.
23. Разложить натуральное число на простые множители и определить, сколько раз встречается каждый множитель.
24. Найти наибольший общий делитель трёх чисел.
25. Найти наименьшее общее кратное трёх чисел.
26. Найти все трёхзначные числа, которые равны сумме кубов своих цифр.
27. Определить, является ли натуральное число авто-морфным.
28. Найти все действительные числа, не превосходящие заданное  число,  которые при складывании с самими собой и при умножении на самих себя дают одинаковые результаты.
29. Найти все натуральные числа, не превосходящие за-данное число, которые равны сумме квадратов своих цифр.
30. Найти все натуральные числа, не превосходящие за-данное число, которые являются автоморфными.
Теперь рассмотрим пример подробного решения одной задачи из первой группы.
Дано натуральное число. Записать по порядку цифры этого числа через пробел.
Разместим необходимые компоненты на форме. Нам по-надобятся одна метка (Label1) для записи условия задачи, 2 текстовых окна (Edit1 для ввода исходного числа и Edit2 для вывода цифр этого числа), 2 кнопки (Button1 для отделения цифр числа и Button2 для окончания работы программы).
В компоненте Label1 разместим условие задачи. Очи-стим компоненты Edit1 и Edit2. Для кнопки Button1 создадим надпись Решение, для Button2 – надпись Выход.
Окончательный вид формы показан на рис. 1.
Опишем процедуру Button1Click:
var n, c, code: integer; //n – исходное число, c – отде-лённая цифра числа, code – номер ошибочного символа
begin
if Edit1.Text<>'' then
begin

Рис. 1

Edit2.Text:='';

val(Edit1.Text, n, code);

if (code=0) and (n>0) then

While n>0 do

begin

c:=n mod 10;

n:=n div 10;

Edit2.Text:=IntToStr(c)+' '+Edit2.Text;

end //конец цикла

else //если при преобразовании содержимого Edit1 в чис-ло произошла ошибка или если n неположительно

MessageDlg('Введено не натуральное число', mtError, [mbOK], 0);

end //конец вевления

else //если содержимое Edit1 пусто

MessageDlg('Данные не введены', mtError, [mbOK], 0);

end; //конец процедуры

Осталось запрограммировать кнопку Выход.

Программа решения задачи готова.

PDF