ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПЛАТФОРМ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Раздел: Современные педагогические и информационные технологии в образовательном процессе

Журнал: Материалы XIII Международной научно-практической конференции. Часть 2

26 февраля 2019 г.

Авторы: Густяхина Вера Петровна , Васильева Екатерина Юрьевна

УДК 373.5.016:811

В. П. Густяхина, Е. Ю. Васильева

V. P. Gustyahina, E. Y. Vasilyeva

Густяхина Вера Петровна, старший преподаватель кафедры ИОТД, Новокузнецкий институт (филиал) Кемеровского государственного университета, г. Новокузнецк.

Васильева Екатерина Юрьевна, студентка ИАа-14-1, Новокузнецкий институт (филиал) Кемеровского государственного университета, г. Новокузнецк.

Gustyahina Vera Petrovna, senior teacher, Novokuznetsk Institute (branch) of Kemerovo state University, Novokuznetsk.

Vasilyeva Ekaterina Yurievna, student of group IAa-14-1, Novokuznetsk Institute (branch) of Kemerovo state University, Novokuznetsk.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПЛАТФОРМ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

USE OF EDUCATIONAL PLATFORMS WHEN TRAINING IN A FOREIGN LANGUAGE

Аннотация. Данная статья посвящена вопросу формирования грамматических навыков с использованием образовательной платформы Лингвалео на среднем этапе обучения. В статье рассмотрены понятие и виды грамматических навыков и средств обучения, рассмотрены виды уроков и возможности использования на них Интернет-ресурсов, выявлен методический потенциал образовательной платформы Лингвалео для формирования грамматических навыков на среднем этапе обучения.

Abstract. This article focuses on the development of grammatical skills using the Lingvaleo educational platform at the middle level. The article discusses the concept and types of grammatical skills and teaching aids, discusses the types of lessons and the possibilities of using Internet resources on them, reveals the methodological potential of the Lingvaleo educational platform for the formation of grammatical skills at the secondary school.

Ключевые слова: грамматический навык, формирование грамматических навыков, онлайн-сервис, Лингвалео, на среднем этапе обучения, грамматика, методика преподавания.

Keywords: grammatical skill, the formation of grammatical skills, online service, Lingvaleo, grammar, methods of teaching.

 

В настоящее время изучение иностранного языка (ИЯ) – это процесс получения знания, которое необходимо в мире, стремящемся к всеобщей глобализации. Вследствие глобальных изменений в обществе и странах, изменилась и роль ИЯ в системе образования. Из учебного предмета он превратился в базовый элемент современной системы образования, в средство достижения профессиональной реализации личности. На данном этапе развития общества появляется тенденция сближения и взаимопроникновения культур, в том числе, в профессиональной деятельности. Таким образом, можно сделать вывод, что в современном мире знание ИЯ является одним из условия для достижения успешной карьеры.

Под грамматическим навыком понимают способность говорящего выбрать модель, адекватную речевой задаче и оформить ее соответственно нормам данного языка, причем все это – мгновенно [2]. Грамматический навык влияет как на понимание чужой иноязычной речи, так и на грамотное построение своих речевых высказываний, что делает его неотъемлемой частью любых речевых умений. Контроль сформированности грамматических навыков является одним из важнейших этапов обучения ИЯ.  Цель контроля - определить уровень сформированности грамматической компетенции и способности учеников пользоваться грамматическими средствами в устном и письменном общении [3, 4].

Процесс обучения грамматике в общеобразовательной школе реализуется с использованием средств обучения, которые являются необходимым элементом оснащения образовательного процесса, а также, совместно с содержанием образования, составляют информационно-предметную среду. На уроках ИЯ в школе, средства обучения позволяют интенсифицировать процесс обучения и повысить мотивацию обучающихся, создать адекватную среду иноязычного общения [5].

Современный этап развития техники характеризуется переходом к созданию многофункциональных учебно-методических комплексов (УМК) на базе ЭВМ [1]. Применение образовательных Интернет-ресурсов в процессе обучения позволяет: реализовать дифференцированный подход к учащимся, изменить способы преподавания учебного материала, повышает качество учебного процесса, дает учителям дополнительные возможности для построения индивидуальных траекторий учащихся и т.д.

При выборе образовательных электронных ресурсов необходимо учитывать методический аспект, так как учителю необходимо понимать способствует ли выбранный им ресурс лучшему усвоению материала, оправдан ли выбор предлагаемых ученику заданий, правильно ли методически подается материал.

Сервис Лингвалео позволяет совершенствовать грамматические навыки в игровой форме с помощью курсов, состоящих из уроков, упражнений и объяснений правил.

В разделе «Материалы» сайта Лингвалео предоставляется возможность выбора материалов для учеников любого уровня от видео, до аудио и тестов. Другой важной возможностью платформы является раздел «Словарь», состоящий из трех частей: «Мой словарь», «Наборы слов» и «Мои слова». «Мой словарь» содержит накопления собственных слов, в то время как «Мои слова» – личные наборы слов, которые можно самостоятельно создавать в разделе, тренировать слова и делиться ими с другими пользователями. «Наборы слов» – это глоссарии из слов и фраз, разбитые по темам [6].

Раздел «Грамматика» состоит из практической части (сами задания) и теоретической (правила). Недостатком данного раздела является однотипность заданий. В то же время, однотипность заданий позволяет отработать одно правило на множестве примеров, в следствие чего ученик запоминает грамматическую структуру, а не пример. «Грамматика» на Лингвалео подразделяется на три уровня: начинающий, средний и продвинутый. На каждом уровне есть возможность практиковаться не на «искусственных примерах», а на действительно существующих предложениях из английских книг и статей [6].

При рассмотрении методического потенциала образовательной платформы Лингвалео были выявлены следующие достоинства: мобильность платформы, возможность выбора темпа обучения с учетом индивидуального плана, а также возможность приобретения платного функционала за внутреннюю валюту сайта, которая зарабатывается во время бесплатных уроков. Недостатками являются: невозможность изучения грамматических курсов в оффлайн-режиме и однотипность заданий.

В ходе исследования было проанализировано использование образовательной платформы Лингвалео для формирования грамматических навыков на различных видах уроков ИЯ в средней школе. Наиболее эффективным оказалось применение Лингвалео на уроках совершенствования знаний, умений и навыков, т.к. учебные программы, составленные на основе дистанционного обучения посредством сайта Лингвалео, дополняя традиционное обучение, обладают некоторым преимуществом по отношению к нему: обучение с использованием образовательной платформы Лингвалео происходит в форме индивидуальных занятий, при этом, учитывается языковой уровень обучающегося, а также возрастные и индивидуальные особенности; занятия с использованием платформы Лингвалео осуществляются в удобное для учеников время, благодаря возможности обучаться не только с использованием сайта, но и с приложения на смартфоне; а также происходит постоянный контроль усвоения материала, выполнения заданий, правильности использования грамматических конструкций.

Список литературы

  1. Азимов, Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) [Текст] / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. – М. : Издательство ИКАР, 2009. – 448 с.
  2. Пассов, Е. И. Основы методики обучения иностранным языкам [Текст] / Е. И. Пассов. – М. : Русский язык, 1989. – 278 с.
  3. Пидкасистый, П. И. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей [Текст] / под ред. П. И. Пидкасистого. – М. : Педагогическое общество России, 1998. – 640 с.
  4. Шатилов, С. Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе: Учебное пособие для студентов педагогических институтов [Текст] / С. Ф. Шатилов. – М. : Просвещение, 1986. – 223 с.
  5. Щерба, Л. В. Избранные работы по языкознанию и фонетике [Текст] / Л. В. Щерба. // Отв. ред. М. И. Матусевич; Ленингр. гос. ун-т им. А. А. Жданова. – Л. : Изд-во Ленигр. ун-та, 1958. – 180 с.
  6. Lingualeo [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://lingualeo.com/ru/dashboard (дата обращения 25.10.2018).
PDF