ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ «ЗЕМЛЯНЕ»

Раздел: Духовно-нравственное воспитание молодежи через возрождение традиционных ремесел и промыслов народов России

Журнал: Материалы XIII Международной научно-практической конференции. Часть 2

26 февраля 2019 г.

Авторы: Хлуновская Светлана Юрьевна , Ходова Елена Николаевна

УДК 37.017.93:316.614

С. Ю. Хлуновская, Е. Н. Ходова

S. Y. Hlunovskaja, E.N. Hodova

Хлуновская Светлана Юрьевна, заместитель директора по ВР, Ходова Елена Николаевна, учитель географии, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Киселевского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 25», г. Киселевск, Россия.

Hlunovskaja Svetlana Yurievna, Deputy Director for BP, Hodova Elena Nikolaevna, geography teacher municipal budget General establishment of Kiselevskogo City District «Secondary school No. 25», Kiselevsk, Russia.

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ «ЗЕМЛЯНЕ»

THE FORMATION OF SPIRITUAL AND MORAL QUALITIES OF THE PERSONALITY OF THE PUPIL IN THE PROCESS OF REALIZATION OF THE PROGRAM OF EDUCATION AND SOCIALIZATION «EARTHLINGS»

Аннотация. В статье описан опыт работы по формированию духовно-нравственных качеств личности учащегося в процессе реализации школьной программы воспитания и социализации «Земляне».

Abstract. Describes the experience of working on the formation of spiritual and moral qualities of the learner in the process of implementing the curriculum education and socialization «Earthlings».

Ключевые слова: духовно-нравственное развитие, программа воспитания и социализации учащихся.

Keywords: spiritual and moral development, education and socialization program students.

 

Духовно-нравственное воспитание в школе осуществляется посредством интеграции урочной, внеурочной деятельности и воспитательной работы [3].

Одним из приоритетных направлений школьной программы воспитания и социализации «Земляне» является духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся, их социализация.

Работа по духовно-нравственному воспитанию в нашей школе проводится в соответствии с городским и общешкольным планом воспитательной работы. В течение учебного года организуются различные мероприятия, акции.

Повышению социальной активности учащихся, вовлечение их в добровольческую деятельность, формированию духовно-нравственных качеств личности способствует участие школьников в акции «Осенняя неделя добра». Во всех классах школы был проведен Единый Урок Добра. Формы его были различны: часы общения, беседы, встречи. При проведении использовались наглядные материалы (презентации, видеофрагменты, музыкальное оформление), направленные на воспитание толерантного [1], доброго, уважительного отношении к людям старшего поколения, стремления нести добро людям.

Организация и проведение выставки «Дары осени» и фотовыставки «Бабушкины грядки» позволило не только продемонстрировать экспонаты, выращенные людьми пожилого возраста на огородах, дачах, но и реализовать совместные проекты взрослых и детей по созданию осенних композиций, инсталляций, развить творческий вкус, уважение к труду.

В ходе проведения акции «Из детских рук – частичку теплоты» была оказана адресная помощь ветеранам педагогического труда, жителям микрорайона, вручены поздравления и сувениры ко Дню пожилого человека и Дню Учителя.

Во время акции «Осенний двор» учащиеся школы приводили в порядок не только школьные дворы, но помогли в уборке листвы и мусора на территории Дома ветеранов.

Праздничный концерт, посвященный Дню учителя, с приглашением ветеранов педагогического труда стал в школе традиционным, позволил учащимся продемонстрировать свои разнообразные творческие способности, пообщаться в неформальной обстановке с людьми старшего поколения.

В ноябре в школе традиционно проводится Неделя толерантности, в которой принимают участие учащиеся 1-11 классов, родители и педагоги. С целью формирования толерантного сознания и поведения [1], развития коммуникативных навыков, организованы и проведены: классный час «Поговорим о толерантности» для 1-4 классов; Единый классный час «Урок толерантности» для 5-11 классов; игровое занятие «Что такое толерантность» для 3 классов; тренинг толерантности для 7 классов; игровое занятие «Планета толерантности» для 5-6 классов; акция «Возьмемся за руки, друзья» для 5-11 классов; выставка рисунков «Толерантная планета» для 1-4 классов; оформлен информационный стенд «Мы разные, но равные!» для учащихся и родителей.

Учащиеся, родители, педагогический коллектив приняли активное участие в акции «Дети Кузбасса – детям Сирии». Были собраны детские вещи, канцелярия, хозяйственные принадлежности, которые необходимы детям, находящимся в жестоких условиях военных действий.

В рамках «Весенней Недели Добра» учащиеся школы приняли участие в Акции «Чистый город» по уборке территорий ТЦ «Кручар», Дома ветеранов, уборке пришкольной территории.

Акция «Тепло сердец» по сбору и передаче игрушек и вещей детям Детского дома «Радуга» – традиционное мероприятие. Дети, лишенные родительского тепла и заботы искренне радуются не только полученным подаркам, но и возможности встретить в своем, пусть и не совсем родном доме, сверстников, пообщаться с ними, показать свои достижения на выставке работ или рисунков [2].

Так же волонтеры школы оказывают адресную помощь ветеранам педагогического труда, бывшим учителям школы, престарелым жителям улиц Гагарина и Автомобилистов по уборке мусора с приусадебных участков.

Ребята начальной школы имели возможность окунуться в свое недавнее детство, побывав на Часе общения «Дорогою добра» в ДОУ «Детский сад №47». Школьники приготовили для малышей небольшой спектакль-сказку, а в ответ получили искреннюю признательность маленьких зрителей и аплодисменты.

Ежегодно весной в школе празднуется День православной книги. Для ребят были проведены видео-перемена «Праздник духовной книги», книжная выставка «От кириллицы до наших дней», выставка рисунков «Храмами Русь прекрасна», Единый классный час «Мир православной книги», устный журнал «И будет славить Русь родная святых апостолов славян…», конкурс на лучшую каллиграфию «Граф Каллиграф». Учащиеся посетили храм Сергия Радонежского.

В мае проводятся мероприятия, посвященные Дню славянской письменности и культуры. Их цель – сохранение духовных традиций, знакомство с историей создания славянской азбуки, первых рукописных книг; воспитание уважения к историческому прошлому своей Родины и духовному просветительскому подвигу Кирилла и Мефодия.

Мероприятия, которые проводятся в рамках школьной программы воспитания и социализации учащихся, способствуют формированию и укреплению духовных и нравственных начал у подрастающего поколения.

Список литературы

  1. Брунер, Дж. Психология познания [Текст] / Дж. Брунер. – М. : Прогресс, 1977. – 259 с.
  2. Гин, А. Приемы педагогической техники [Текст] / А. Гин. – М. : Вита-Пресс, 2002. – 264 с.
  3. Рожков, М. И. Организация воспитательного процесса в школе [Текст]/ М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. – М. : Владос, 2001. – 177 с.
PDF