РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, РАСКРЫВАЮЩИХ ИСТОРИЧЕСКИЕ ВЕХИ РАЗВИТИЯ ЗЕМЛИ КУЗНЕЦКОЙ

Раздел: Духовно-нравственное воспитание молодежи через возрождение традиционных ремесел и промыслов народов России

Журнал: Материалы XIII Международной научно-практической конференции. Часть 2

26 февраля 2019 г.

Авторы: Рьянова Оксана Викторовна

УДК [373:37.017.93]:94(571.17)

О. В. Рьянова

O. V. Ryanova

Рьянова Оксана Викторовна, учитель физической культуры, МБОУ «СОШ № 25», Кемеровская обл., г. Киселевск.

Ryanova Oksana Viktorovna, a teacher of physical culture, MBOU «School No. 25», Kemerovo region, Kiselevsk.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, РАСКРЫВАЮЩИХ ИСТОРИЧЕСКИЕ ВЕХИ РАЗВИТИЯ ЗЕМЛИ КУЗНЕЦКОЙ

IMPLEMENTATION OF THE PROGRAMS OF THE SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF THE STUDENTS, REVEALING THE HISTORICAL MILESTONES OF KUZNETSK LAND

Аннотация. Реализация программы духовно-нравственного воспитания обучающихся, раскрывающих исторические вехи развития земли Кузнецкой показана на примере программы «Крепче мы – крепче наше будущее». Одним из средств достижения духовно-нравственного, физического и психологического благополучия являются занятия физической культурой во всём многообразии её форм.

Abstract. Implementation of the program of spiritual and moral education of students, revealing the historical milestones in the development of Kuznetsk land is shown by the example of the program «Stronger we – the stronger our future». One means of achieving spiritual and moral, physical and psychological well-being are the physical culture in all its variety of forms.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, здоровый образ жизни, гражданственность.

Keywords: spiritual and moral education, healthy lifestyles, citizenship.

 

Мы часто слышим о том, что происходит духовный кризис общества. Эту проблему должно решать все, в том числе и учителя, повышая уровень воспитанности и культуры молодого поколения. Я часто задумываюсь над словами «Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей ». Размышляя на эту тему, я пришла к выводу о том, что любой учитель должен стремиться к тому, чтобы развивать в учениках те качества, которые помогут ему в дальнейшей жизни. Давайте заглянем во времена Древней Руси. Ведь нас отделяют века и столетия, но именно там я нашла истинные жизненные ценности: дружбу, любовь, чувство долга, ответственности и, прежде всего, патриотизма, который уже в наше время стал дефицитом! Мы просто стесняемся произнести это слово вслух. Поэтому я полностью согласна с мнением А. С. Пушкина: «Чтобы понять настоящее, надо знать прошлое». Я попыталась раскрыть тему нравственного и духовного воспитания для моего поколения. Ведь что такое духовность? Это свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над моральными.

На сегодняшний день обществo нуждается в добрых, гуманных, честных и справедливых гражданах. И поэтому перед школой стоит серьёзная задача подготовки здорового, физически и духовно развитого выпускника, вооружённого знаниями, духовно-нравственно воспитанного, сформированными потребностями в здоровом образе жизни. Разрабатываются различные программы духовно-нравственного воспитания. Наша школа создаёт условия для реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, обеспечивая их приобщение к ценностям семьи, направляя образовательный процесс на воспитание ребёнка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.

Программа духовно-нравственного развития и воспитания направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни, включающего воспитательную, учебную, внеурочную деятельность обучающихся. Реализацию программы духовно-нравственного воспитания обучающихся, раскрывающих исторические вехи развития земли Кузнецкой хотелось бы показать на примере программы «Крепче мы – крепче наше будущее».

Целью программы является: создание условий для формирования у учащихся ценностных ориентиров и нравственных норм, основанных на культурно-исторических и духовно-нравственных, патриотических и общечеловеческих принципов, повышения воспитательного и образовательного потенциала цепочки семья, школа и ученик.

Главные задачи программы:

  • воспитывать чувства патриотизма, активной гражданской позиции, сопричастности к героической истории Российского государства, готовности служить Отечеству;
  • формировать духовно-нравственных ориентиров на основе традиционных общечеловеческих ценностей. Изучить культурные и духовно-нравственные традиции русского народа, гражданские основы Российского государства;
  • физическое развитие учащихся, формирование навыков здорового образа жизни, личной гигиены;
  • привить учащимся любви к родному краю через любовь к родной природе и бережное отношение к ней;

Программа создаёт условия для развития личности и ее самореализации на основе компетентности и «умения учиться». «Педагогический процесс только тогда хорош, когда в нём воспитание идёт впереди обучения, ибо вызванные им к действию духовные силы будут впитывать знания, как пищу, необходимую для дальнейшего роста и становления личности школьника» [3].

Д. И. Менделеев сказал: «Знания без воспитания – это меч в руках сумасшедшего». Программа «Духовно-нравственного воспитания» предусматривает – воспитание Благородного человека, Гражданина России. Как раз то, что мы хотим видеть в наших детях, а также – раскрывает и дает проявить потенциальные творческие и научные возможности учащихся, несущие им и нам счастье и радость жизни [3].

Планирование духовно-нравственной работы является значимым звеном в общей системе деятельности учителя и школы. Продуманное планирование обеспечивает её чёткую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определённой системы воспитания. Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Воспитание гражданина – одно из главных условий национального возрождения. Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству. Одним из средств достижения духовно-нравственного, физического и психологического благополучия являются занятия физической культурой во всём многообразии её форм (утренняя гимнастика, группы здоровья, уроки по физической культуре, занятия в спортивной секции, закаливание, экскурсии, лекции, доклады печать и т.д.) [1]. Тема спорта сегодня весьма актуальна, и нам предоставляется реальная возможность показать ребятам связь между прошлым и будущим. Спортивное наследие, являющееся частью всемирного культурного наследия, представляет собой несомненную ценность как социокультурное явление, и необходимо сохранять его, чтобы лучше понять пройденный путь, разобраться в настоящем, задуматься о будущем. Мы с вами живём в крае с богатейшей спортивной историей, где воспитанно не одно яркое поколение именных спортсменов. Надо отметить, что благодаря пониманию и личному участию губернатора Кемеровской области А.Г.Тулеева, в Кузбассе за последние годы построены и введены в эксплуатацию десятки новых спортивных объектов. С целью сохранения историко-спортивного и культурного наследия области, пропаганды физической культуры и спорта среди населения, патриотического воспитания молодежи, а также увековечивания памяти о выдающихся спортсменах Кузбасса создан общественный музей при ШВСМ – (школе высшего спортивного мастерства). Музей физкультуры и спорта открыт официально как ведомственный музей департамента физической культуры спорта и туризма.Сотрудники участвуют в разработке программ для проведения в музее «круглых столов» по вопросам развития ветеранского движения в Кузбассе, сценариев праздничных встреч ветеранов спорта в музее. Подобные мероприятия вносят значительный вклад в поисковую работу по истории развития отдельных видов спорта в Кемеровской области [2].

Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе русских традиций, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей. Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса. Все вышесказанное учитывалось при составлении комплексной программы духовно-нравственного воспитания учащихся МБОУ «ООШ №33». Создание программы является закономерным итогом многолетней целенаправленной деятельности педагогического коллектива с целью воспитания у школьников высоких духовно-нравственных качеств.

Список литературы

  1. Духовно-нравственное воспитание как составляющая ФГОС [Текст] // Начальная школа плюс До и После. – 2012. – № 1.
  2. Музей физической культуры и спорта Кузбасса [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.museum.ru/M3202
  3. Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации школьников [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://cambodia50.narod.ru/pages/dok2/prog_dn.pdf
PDF