Электронный научный журнал

Информационно-коммуникационные технологии
в педагогическом образовании

12+

ОСОБЕННОСТИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА И ТЕХНОЛОГИИ В «ПРАВОСЛАВНОЙ ГИМНАЗИИ»

Авторы: В. Г. Вервекин, Е. П. Логунова
Раздел: Духовно-нравственное воспитание молодежи через возрождение традиционных ремесел и промыслов народов России

УДК 376:37.016:[811+62]

Е. П. Логунова, В. Г. Вервекин

E. P. Logunowa, V. G. Vervekin

Логунова Елена Павловна, учитель русского языка и литературы, ЧОУ «Православная гимназия во имя Святителя Луки Войно-Ясинецкого», г. Новокузнецк.

Вервекин Валерий Григорьевич, к.п.н., учитель технологии, ЧОУ «Православная гимназия во имя Святителя Луки Войно-Ясенецкого», г. Новокузнецк.

Logunowa Elena Pawlowna, teacher of Russian language and literature, private educational institution «Orthodox High School in the name of St. Luke Voyno-Yasenetsky», Novokuznetsk.

Vervekin Valery Grigorievich, Ph.D., technology teacher, private educational institution «Orthodox High School in the name of St. Luke Voyno-Yasenetsky», Novokuznetsk.

ОСОБЕННОСТИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА И ТЕХНОЛОГИИ В «ПРАВОСЛАВНОЙ ГИМНАЗИИ»

FEATURES OF INCLUSIVE EDUCATION IN THE STUDY OF RUSSIAN LANGUAGE AND TECHNOLOGY IN THE «ORTHODOX HIGH SCHOOL»

Аннотация. В данной статье представлено инклюзивное обучение учащегося 6класса православной гимназии с ОВЗ. На примере русского языка и технологии раскрываются особенности данного обучения с включением межпредметных связей. Показано сближение двух образовательных систем – общей и специальной, что в свою очередь дало положительные результаты и открывает огромное поле инновационной деятельности.

Abstract. This article presents the inclusive education of a student in the 6th grade at an Orthodox gymnasium with a disabilities. The example of the Russian language and technology reveals the features of this training with the inclusion of interdisciplinary connections. The convergence of two educational systems, general and special, has been shown, which in turn has yielded positive results and opens up a huge field of innovation activity.

Ключевые слова: инклюзивное обучение, русский язык, технология, православная вера.

Keywords: inclusive education, Russian language, technology, Orthodox faith.

В современном Российском образовании ученики с той или иной формой инвалидности, дети с особенностями развития получают образование в специальных коррекционных учебных заведениях, на дому или в специальных школах-интернатах, где они зачастую оторваны не только от сверстников с нормальным развитием здоровья, но и от всей семьи. Для решения данной проблемы родителям предлагается обучать детей с ограниченными возможностями здоровья в массовых школах по месту жительства, это новый подход для Российского образования. Именно этот подход терминологически связан с процессом, который называется инклюзия в образовании, образование в русле этого подхода – инклюзивное образование.

Инклюзивное образование рассматривается как реализация прав человека на получение качественного образования в соответствии с познавательными возможностями и в адекватной его здоровью среде по месту жительства.

В основе практики этого вида обучения лежит идея принятия индивидуальности каждого отдельного учащегося, и, следовательно, процесс должен быть организован так, чтобы удовлетворить особые потребности каждого ребенка с ОВЗ. Инклюзивное обучение делает акцент на разработку индивидуальной образовательной программы. Это положение закреплено в «Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования», который утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 6 декабря 2009 года.

28 апреля 2010 года Московской городской думой был принят закон № 16 «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в Москве. В нем определен круг лиц, которые могут быть включены в процесс образовательной интеграции, а именно: дети-инвалиды, иные лица, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные ограничения возможностей здоровья и нуждающиеся в создании специальных условий обучения (воспитания). Кроме того, в законе определены специальные условия, которые необходимо создать для успешного обучения (воспитания) детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. В частности, это: «Специальные образовательные программы и методы обучения, учебники, учебные пособия, дидактические и наглядные материалы, технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования, средства коммуникации и связи, сурдоперевод при реализации образовательных программ, адаптация образовательных учреждений и прилегающих к ним территорий для свободного доступа всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также педагогические, психолого-педагогические, медицинские, социальные и иные услуги, обеспечивающие адаптивную среду образования и безбарьерную среду жизнедеятельности, без которых освоение образовательных программ невозможно. Инклюзивное образование – это долгосрочная стратегия, рассматриваемая как системный подход в организации деятельности общеобразовательной системы по всем направлениям в целом. Инклюзивная форма обучения касается всех субъектов образовательного процесса: детей с ОВЗ и их родителей, нормально развивающихся учащихся и членов их семей, учителей и других специалистов образовательного пространства, администрации, структур дополнительного образования [1].

Инклюзия с частичной и эпизодической степенью включенности рекомендуется при участии ученика в жизни класса с заочной формой обучения, индивидуальным обучением на дому.

Данный подход в обучении не является обязательным для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), но в то же время обучение в условиях образовательной интеграции (инклюзии) позволяет ребенку максимально сохранить свое привычное социальное окружение или постепенно адаптироваться в нем. Благодаря инклюзивной форме обучения ученики с ОВЗ могут учиться в ближайшей массовой школе, а не в специальной (коррекционной) школе-интернате, вне семьи. Родители, таким образом, получают возможность воспитывать своего ребенка в соответствии с собственными жизненными установками.

В 2018-19 уч. г. для ученика 6 класса Ковалика Данила с ОВЗ разработана адаптированная рабочая программа по всем предметам. К сожалению, в программном обеспечении сокращена нагрузка. Так, например, по предмету русский язык с 204 часов сокращено до 70 часов, по «Технологии» с 70 часов до 9 часов, что в свою очередь на наш взгляд недопустимо. Но все зависит от возможности учебного учреждения.

В начале учебного года мы сделали срез знаний и получили результаты:

  • обучающийся не мог писать т.к. нарушена координация движения рук;
  • читает, дает развернутые ответы на поставленные вопросы;
  • хорошо заучивает стихи наизусть, пересказывает прочитанное;
  • рассуждает на морально-этические и нравственные темы.

У Данила нарушена мелкая моторика пальцев. С первого класса текстовую информацию он набирал на компьютере.

После проведенных сеансов лечения в Крыму летом 2018 г. появились положительные результаты – пальцы стали увереннее держать ручку, проводимые линии стали ровнее. Поэтому обучение мы начали с чистописания. Освоили написание печатных букв. На начало ноября скорость написания текста достигла 5 знаков в минуту.

Ощутимых результатов Данил добился и на занятиях по технологии. Теоретические вопросы при изучении тем ему даются легко т.к. легко запоминает учебный материал и старается вникнуть в суть изучаемых вопросов. Проблема с практическими заданиями т.к. он не встает на ноги, и практические задания выполняет только сидя. Пишет он левой рукой, а правая рука очень слабая и выполняет функцию вспомогательной (слегка придержать лист бумаги, пододвинуть книгу и т.п.).

На первых занятиях Данил учился проводить линии по линейке, делить отрезки на несколько частей и разрезать полоски бумаги по заданным размерам. Далее обучился переносить рисунок на заготовку из фанеры при помощи карандаша и копирки. Следующее практическое задание предполагало разметку точек накалывания на расстоянии 10 мм. по периметру рисунка «Лебедь в камышах». Разметка наносилась карандашом по линейке. Упражнение потребовало огромных усилий т.к. контур рисунка имеет кривую линию, поэтому необходимо постоянно переустанавливать линейку. А имея физические ограничения рук выполнить это не просто. После нанесения разметки было выполнено накалывание углублений шилом и забивание декоративных гвоздей с большими шляпками по всему контуру рисунка, исключая тонкие линии в некоторых местах (клюв, элементы хвоста). Планируется выделить их при помощи гвоздей с маленькими шляпками, что естественно усложняет практическое задание.

При выполнении следующего пробного практического учебного задания необходимо было освоить упрощенную технологию выжигания – пирографию (выжигание при помощи нагретых штампов). Данное задание Данилу дается с трудом, т.к. требует соблюдение одинакового расстояния между штампованными рисунками [2].

Все выше представленные упражнения для обучающегося выстроены в систему от простого к сложному, что в свою очередь это дает возможность:

  • развивать мелкую моторику рук;
  • получать новые знания, умения и навыки необходимые для решения жизненных вопросов при социализации в окружающем обществе;
  • ориентироваться на получение в будущем определенного места в профессиональной деятельности;
  • возникновения познавательной мотивации к учению;
  • развивать эстетический вкус, интерес к декоративно - прикладному творчеству и др.

Кроме вышеперечисленных подходов при инклюзивном обучении на уроках русского языка и технологии мы осуществляем межпредметные связи. Так, например, на уроках технологии домашнее задание задается, в том числе и в письменном виде, т.е. записать ключевые слова или написать два, три предложения по изучаемой теме. На уроках русского языка найти в этих предложения подлежащее, сказуемое, второстепенные члены.

На наш взгляд особое место в обучении ребенка с ОВЗ занимает духовная составляющая. Ребенок должен глубоко верить в свое выздоровление. Этому должны способствовать окружающая среда, мнение родителей сестер, братьев, всех членов семьи. В нашем случае Данил воспитывается в семье верующих. В детской комнате на стенах размещены иконы святых: Николая Чудотворца, Сергия Радонежского, Серафима Саровского и др. Стены расписаны растительным орнаментом.

Урок в домашних условиях, как и, у всех гимназистов, в православной гимназии начинается с молитвы и заканчивается молитвой. Сестры Данила учатся в 10 и 6 классах и когда приходят домой делятся гимназическими новостями. Всей семьей они участвуют в праздничных богослужениях, причащаются.

Данил уверен, что вера и его старания вернут здоровье, и он будет радоваться жизни, как и все дети.

Рассмотренные особенности инклюзивного обучения при изучении русского языка и технологии в «Православной гимназии» на примере ученика 6 класса Данила показывают, что сближение двух образовательных систем – общей и специальной, дает положительные результаты и открывает огромное поле инновационной деятельности, делая проницаемыми границы между ними.

Список литературы

  1. Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве (с изменениями на 14 декабря 2016 года) [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://docs.cntd.ru/document/3718801
  2. Ращупкина, С. Ю. Р12 Выжигание по дереву [Текст] / С. Ю. Ращупкина. – М. : РИПОЛ классик, 2011. – 192 с. : ил. – (Поделки-самоделки).
Теги: инклюзивное обучение, русский язык, технология, православная вера, inclusive education, Russian language, technology, Orthodox faith

Оставить комментарий







Авторизация
E-mail

Пароль  


Регистрация