РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ИЗГОТОВЛЕНИИ ТРАДИЦИОННОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ КУКЛЫ

Раздел: Духовно-нравственное воспитание молодежи через возрождение традиционных ремесел и промыслов народов России

Журнал: Материалы XIII Международной научно-практической конференции. Часть 2

26 февраля 2019 г.

Авторы: Вервекин Валерий Григорьевич , Кемпель Ирина Николаевна

УДК 371.398:37.017.925

И. Н. Кемпель, В. Г. Вервекин

I. N. Kempel, V. G. Vervekin

Кемпель Ирина Николаевна, учитель начальных классов, ЧОУ «Православная гимназия во имя Святителя Луки Войно-Ясенецкого», г. Новокузнецк.

Вервекин Валерий Григорьевич, к.п.н., учитель технологии, ЧОУ «Православная гимназия во имя Святителя Луки Войно-Ясенецкого», г. Новокузнецк.

Kempel Irina Nikolaevna, primary school teacher, private educational institution «Orthodox High School in the name of St. Luke Voyno-Yasenetsky», Novokuznetsk.

Vervekin Valery Grigorievich, Ph.D., technology teacher, private educational institution «Orthodox High School in the name of St. Luke Voyno-Yasenetsky», Novokuznetsk.

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ИЗГОТОВЛЕНИИ ТРАДИЦИОННОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ КУКЛЫ

DEVELOPMENT OF COGNITIVE ACTIVITY IN THE MANUFACTURE OF TRADITIONAL ORTHODOX DOLLS

Аннотация. Данная статья рассказывает о кружковой работе по изготовлению православной куклы. На примере изготовления кукол представлены особенности познавательной деятельности учеников 3, 6 и 7 классов Православной гимназии.

Abstract. This article tells about the circle work on the production of Orthodox dolls. On the example of making dolls the features of cognitive activity of pupils of 3, 6 and 7 classes of Orthodox gymnasium are presented.

Ключевые слова: традиционная православная кукла, русские народные костюмы, облачения священников, познавательная деятельность.

Keywords: traditional Orthodox doll, Russian folk costumes, vestments of priests, educational activities.

 

Кукла в старину играла большую роль: она была участницей многих праздников и обрядов; являлась символом счастья, добра, благополучия; в игре ребенок приобщался к культуре своего народа. Процесс изготовления куклы значим в развитии детей, сам процесс приносит радость; работа с тканями дает ощущение тепла, нежности [1].

Во многих странах сегодня существует прекрасная традиция: надевать национальный костюм не только на какой-либо тематический праздник, но и во время приятного досуга, например, в кругу друзей, после работы. Это выглядит очень радостно, ярко, красочно и позитивно. В народных костюмах есть что-то волшебное, завораживающее, стабильное. Любому человеку очень важно знать свои истоки, корни, принадлежность к вековым традициям даёт ему ощущение защищённости и значимости.

Кружок «Традиционная православная кукла» открылся в Православной гимназии в 2017 году. Перед этим православные куклы и куклы народов Сибири обучающиеся изготавливали на мастер-классах, которые проводили студенты мобильной педагогической бригады технолого-экономического факультета КемГУ. Сейчас эти девочки учатся в 10 классе, но с огромным интересом вспоминают куклы, изготовленные своими руками.

На кружке обучающиеся знакомятся с историей создания кукол, с народным костюмом, обычаями и традициями русского народа. Занятия выстроены в форме мастер-класса. Этот вид обучения (от мастера к ученику) известен с давних времен, и до сих пор является наиболее эффективным, это своего рода традиционные русские посиделки за рукоделием. Занятия проводятся 1 раз в неделю по полтора часа.

Цель кружка: расширить кругозор за счет изучения истории русского народного костюма, узнать особенности облачения священников.

Задачи:

  1. обучить навыкам работы с различными материалами при изготовлении православной куклы;
  2. изготовить традиционные православные куклы на деревянной точеной основе;
  3. развивать интерес к истории и культуре своего народа, эстетический вкус, творческое мышление;
  4. сформировать навыки общения и коллективной деятельности;
  5. воспитывать аккуратность и самодисциплину, чувство патриотизма, любовь к природе и окружающему миру.

Реализация программы кружка осуществлялась в форме познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка, личностно-развивающий характер взаимодействия взрослых (родителей) и детей.

Кружок по изготовлению православной куклы в 2017-18 уч. г. посещало 6 детей. Из них 4 девочки и 2 мальчика. Возраст детей от 10 до 13 лет. Это 3, 6 и 7 класс. Кроме того, в изготовлении кукол участвовали и родители.

На первом этапе мальчики и девочки вытачивали деревянную болванку куклы на токарных станках по дереву под руководством учителя технологии. Особенно замечательно было наблюдать, когда на одном станке работает мама, на другом – сын, а на третьем – дочь.

После изготовления болванок определялись с фасоном костюма.

Технология изготовления национального костюма.

  1. Определяем фасон костюма.
  2. Снимаем мерки, определяем размер.
  3. Делаем лекало из картона.
  4. Выполняем раскрой деталей на ткани.
  5. Сшиваем детали элементов костюма.
  6. Украшаем и выполняем отделку костюма.

Особенности пошива облачения священников в его форме и отделке. Для этого нужно знать, какие существуют облачения. К ним относятся облачения дьякона, иерея, протоиерея, архиерея. Необходимо знать, какие существуют награды священнослужителей. Это камилавка, митра, крест, палица, набедренник. Прослеживается отличие в праздничных и ежедневных облачениях.

За время 2017-2018уч. года кружковой работы мы достигли следующих результатов: изготовлено 8 кукол, из них 5 кукол в русском народном костюме и 3 куклы священников.

При изготовлении костюма мы использовали следующие инструменты: ножницы, иголки, наперсток, линейку, сантиметровую ленту. Ткань: шелк, сатин, хлопчатобумажная. Для отделки использовали стразы и тесьму.

При изготовлении костюма соблюдается ниже приведенная техника безопасности.

  1. Во время работы нужно быть предельно внимательным.
  2. Во избежание несчастного случая необходимо пользоваться только исправными и чистыми инструментами.
  3. При серьезных ранениях или ожогах надо немедленно обращаться за помощью в медицинское учреждение.
  4. Быть осторожным при работе с электроприборами и не касаться оголенных проводов. А в случае нарушения изолирующего покрытия прекратить работу до исправления неисправности электриком.
  5. Не разбрасывать по столу иголки, булавки и иные крепежные детали, а собирать их на специальную подушечку.
  6. Ножницы располагать всегда справа от себя с плотно сомкнутыми лезвиями, направленными в противоположную сторону. Передавать другому человеку острыми концами вперед запрещено.

При изготовлении православной куклы обучающиеся узнали о традициях своего народа и как одевались наши предки. Дети расширили свой кругозор за счет изучения истории русского народного костюма, узнали, какие облачения священнослужителей существуют [2].

Особое место в познавательной деятельности при изготовлении православной куклы занимает практическая деятельность. Дети знакомятся с породами древесины их свойствами, технологией токарной обработки древесины, назначением и устройством токарного станка по дереву. Хотелось бы отметить, что ученики третьего класса работали на настольном токарном станке с малыми оборотами и только с участием учителя технологии. Ученик самостоятельно включал станок. Учитель брал ученика за руки, в которых он держал стамеску и вместе с ним приступал к точению заготовки. Как только учитель чувствовал, что ручки ученика держат стамеску уверенно, и он не боится, ученик продолжал работу самостоятельно. Данная работа вызывала у учеников особый интерес.

Список литературы

  1. Войдинова, Н. М. Куклы в доме [Текст]. / Н. М. Войдинова. – М. : Профиздат, 2000. – 136 с.
  2. Куприна, Л. С. Знакомство детей с русским народным творчеством [Текст]. / Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маркеева, О. Н. Корепанова. – СПб. : Детство Пресс, 2003. – 304 с.
PDF